Ровно год назад на отечественные экраны вышел сказочный мультфильм «Мэри и ведьмин цветок». Он был не студии «Гибли» и не авторства Миядзаки, но показал невиданный для аниме в России кассовый результат. После этого доля японской анимации в национальном прокате значительно увеличилась. Вспоминаем, как это было, и делаем прогнозы на будущее.
Можно с уверенностью утверждать, что многие юные телезрители в России, начиная с 1980, буквально росли на аниме-сериалах - от «Сейлор Мун» и «Макросса» до «Тетради смерти». Но потом за неимением кинотеатральной подпитки этот интерес угасал, оставаясь уделом отаку - самых преданных поклонников эстетики аниме. Долгое время японские и китайские мультфильмы считались сугубо нишевым продуктом, и отечественная киноиндустрия предпочитала с ними не связываться.
Трейлер аниме «Тетрадь смерти»
Click to view
И даже если взглянуть на успехи продукции знаменитой на весь мир студии «Гибли», цифры будут неутешительными. «Рыбка Поньо на утёсе» Хаяо Миядзаки - 5,6 млн рублей. «Ариэтти из страны лилипутов» Хиромасы Ёнэбаяси - 3,8 млн. «Со склонов Кокурико» Горо Миядзаки - 334 тысячи рублей. Прощальный фильм Миядзаки «Ветер крепчает» собрал 31 млн рублей, и это был очень хороший результат.
Трейлер аниме «Ветер крепчает»
Click to view
Не стоит забывать, что в год, когда вышла «Рыбка Поньо», американский «Вверх» собрал 379 млн, а в 2010 году очередные «Три богатыря» подобрались к отметке в 600 млн. Если рассуждать так, то разница между сборами обычных мультфильмов и аниме покажется колоссальной. При таком раскладе аниме должно было со временем вообще исчезнуть с российских экранов. Японская анимация появлялась в нашем прокате редко и нерегулярно, и даже фильм «Сказание о принцессе Кагуя» великого Исаи Такахаты у нас так и не вышел.
Трейлер аниме «Мэри и ведьмин цветок»
Click to view
В 2018 году произошел переворот. В первый день весны в прокат был выпущен мультфильм «Мэри и ведьмин цветок», сделанный в лучших традициях студии «Гибли». Эта сказочная история о детстве, полётах на метле и учёбе в школе магии и чародейства обернулась самым успешным релизом аниме в истории российского проката. Она собрала 84 млн рублей, хотя у фильма не было ни настойчивой рекламной кампании, ни известной студии, которая могла бы стать залогом его качества. Приключения маленькой ведьмочки напомнили зрителям о «Гарри Поттере», или всему виной был Год Японии в России - неизвестно. Ясно одно, люди пошли на это аниме так, как не ходили никогда.
«Мэри» могла не появиться в российском прокате, если бы в 2017-м «Твоё имя» не собрал у нас более 30 млн, заставив прокатчиков поверить, что не только шедевры Миядзаки способны приносить доход.
Вслед за «Мэри и ведьмин цветок» в кинотеатрах, как по волшебству один за другим стали появляться японские мультфильмы. В течение 2018 года вышли аниме: «Укрась прощальное утро цветами обещания», «Тайная жизнь пингвинов», «Проза бродячих псов», «По ту сторону океана» (китайский, но в традиции аниме), «Девушки и танки», «Ученик чудовища». Причём не все из них могли сойти за семейные мультфильмы: «Укрась прощальное утро слезами обещания» был фэнтези-драмой, а «Проза бродячих псов» - стильным интеллектуальным экшеном 18+. Подобные эксперименты прокатчиков, в целом, выявили лояльность зрителей к глубоким аниме-фильмам с философской подоплекой или, наоборот, к жёстким боевикам, а иногда даже хоррорам. Правда, ни один из этих мультфильмов даже близко не подобрался к кассовым сборам «Мэри», но общее число их зрителей за прошлый год составило 210 тысяч (вместе с «Мэри» - 565 тысяч). Это очень мало в сравнении с хитами от «Дисней» и «Пиксар», но достаточно, чтобы понять: аудитория у аниме в России есть и может стать достойной альтернативой в кинотеатральном репертуаре.
Трейлер аниме «Проза бродячих псов. Фильм»
Click to view
В 2019-м году эта тенденция продолжилась. Компания «Пионер» сделала «ход конём» и закупила для выпуска (и перевыпуска) в России сразу 17 картин студии «Гибли». В декабре повторно стартовали «Унесённые призраками» Миядзаки, собрав 13 млн рублей, что отлично для фильма, который на домашнем видео уже давно стал классикой. В феврале зрители впервые получили возможность оценить в кино раннюю работу Миядзаки «Навсикая из долины ветров» (1984 года). А следующий на очереди его мультфильм «Принцесса Мононоке».
Кроме этого, уже успели выйти аниме-фильмы: «Мирай из будущего» Маморы Хосоды, имевший все шансы получить «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм», «Тетрадь дружбы Нацумэ» - часть известной франшизы. А 14 марта в прокат собирается китайская картина «Хрустальное небо вчерашнего дня», которая визуально напоминает работы прославленного Макото Синкая.
Трейлер аниме «Хрустальное небо вчерашнего дня»
Click to view
Усиливается присутствие аниме и на других платформах. В конце 2017 года у нас начал работать крупнейший американский сервис аниме Crunchyroll, в начале 2018-го - его французский конкурент Wakanim. А в декабре стартовал первый в России телеканал аниме - FAN.
Остаётся только надеется, что это «увлечение» японской анимацией не исчезнет так же внезапно, как и началось. Доля зрителей аниме будет только увеличиваться. И в ближайшее время в прокате появится ещё какой-нибудь хит, способный упрочить позиции аниме на российском рынке.
Источник: filmpro