2 июля 1950 года над просторами Японского моря прогремело несколько взрывов. Эпизод, вошедший в историю как битва у Чамончин Чан, стал первым случаем противостояния на море между КНДР и флотом союзников во время Корейской войны.
Как это часто бывает, обе стороны придерживаются строго противоположного точек зрения на результаты и значение этого боя. Подданные идеологии чучхесон уверены, что в тот раз им удалось потопить крупный боевой корабль союзников - крейсер «Балтимор». Разумеется, янки тщательно скрыли потерю тяжелого крейсера от остального мира.
В итоге родился целый детективный сюжет с конспирологической составляющей и теорией заговора. А вдруг и вправду корейцы грохнули «Балтимор» задолго до его «официального списания» в 1971 году?
Северокорейская версия. Чудесная победа
…Торпедный катер несется вперед, вздымая фонтаны брызг. Командир кричит «Огонь!», доблестный экипаж готовится к атаке на своих боевых постах. Торпеда устремляется вперед, туда, где сверкает толщей металла борт вражеского корабля. Попадание! Победа!!!
Скульптурная группа «Стражи моря Родины» на одной из площадей Пхеньяна демонстрирует смелость и отвагу военных моряков КНДР, готовых в любую минуту сразиться с численно превосходящим противником и опрокинуть супостата в морскую бездну. Так же, как это случилось более полувека назад - жарким летом 1950 года.
В полночь 2 июля 1950 года 2-ой дивизион торпедных катеров покинул военно-морскую базу Сокхчо с твердым намерением обнаружить и атаковать американскую эскадру у побережья Корейского полуострова.
«Наши моряки были преисполнены стальной верой в победу и решимостью сокрушить вражеский флот».
Безлунная ночь и тяжелые всплески волн. Но корейцы упрямо продолжают поиск противника в заданном квадрате. Без радиолокаторов и других новомодных приспособлений, полагаясь лишь на зоркость собственных глаз и силу мысли. Наконец, около четырех часов утра впереди забрезжили темные силуэты кораблей…
«Они обнаружили врага, и их сердца еще сильнее запылали ненавистью к агрессорам».
Словно стая крадущихся тигров, торпедные катера бесшумно приблизились к соединению вражеских крейсеров. Темная летняя ночь и численное превосходство усыпили бдительность вахтенных на кораблях ВМС США. Никто из них не ожидал нашей атаки. Напрасно!
По сигналу командира дивизиона, товарища Ким Гун Ока, на поверхности моря вскипело три высоких буруна: торпедные катера №21, №22 и №23 ринулись в атаку. Впереди ширился и вырастал в размерах громадный «плавучий остров» - 200-метровый крейсер «Балтимор». Могучий стальной монстр с десятками пушек и 1000 американских вояк на борту. Они пришли сюда, чтобы принести горе и разрушения на побережье Кореи. Не будет им пощады!
USS Baltimore (CA-68)
Словно гладкая обтекаемая дыня, торпеда скользнула в воду и спустя минуту ударила в борт вражеского корабля. Растерянный противник наконец пришел в себя и открыл яростный ответный огонь. Море закипело от разрывов снарядов главного, универсального и зенитного калибра.
«Огненный ветер бил им в лицо, но они мужественно мчались вперед».
Не успел над морской поверхностью рассеяться тяжелый гул от первого взрыва, как в борт крейсера ударила новая торпеда. Экипаж торпедного катера №21 до конца выполнил свой священный долг перед Родиной.
В панике янки прыгали за борт тонущего корабля, когда два новых торпедных взрыва окончательно переломили «Балтимор» пополам, упокоив его обломки на дне глубокого Восточно-Корейского моря.
Развивая успех атаки, катера выставили дымзавесу и, перегруппировав строй, продолжили истребление эскадры противника. Катер №21 вызвал на себя огонь американского эсминца. В это время его боевые товарищи сблизились с легким крейсером и на полном ходу произвели торпедный залп. Морской простор содрогнулся от нового взрыва - одна из торпед угодила в легкий американский крейсер.
«В том сражении наши смелые моряки добились победы, какой еще не знала история битв на море».
Был потоплен тяжелый крейсер противника и поврежден еще один легкий крейсер. Никто не думал, что столь малыми силами можно успешно атаковать столь крупную и хорошо вооруженную группировку надводных кораблей.
«Зарубежная пресса писала об этом событии: торпедными катерами был потоплен огромный крейсер. Это не просто бой. Это чудо».
Крейсер «Балтимор» имел водоизмещение 17 тысяч тонн. Длина крейсера превышала 200 метров. На нем имелось 69 корабельных орудий и было 110 моряков.
Экипаж торпедного катера насчитывал всего 7 человек. Его водоизмещение равнялось 17 тоннам, а вооружение состояло из зенитного пулемета и двух торпед.
Маленькие торпедные катера были словно песчинки на фоне огромных боевых кораблей. В той войне между молодой КНДР и США имелась слишком великая разница в соотношении сил. Но, несмотря на грубую силу и численное превосходство, американским агрессорам в конце концов пришлось преклонить колени перед гордым народом Кореи.
«В память о том великом подвиге, совершенном нашими сынами 2 июля 1950, здесь, на площади был воздвигнут монумент, а на территории оплота воинской славы - военного музея в Пхеньяне выставлен один из трех героических катеров, принимавший участие в том бою.
Да здравствуют идеи Чучхе и Сонгун, служащие маяком для всего человечества!»
Версия союзников
В ночь на 2 июля 1950 года соединение в составе американского крейсера «Джюно» и двух британских крейсеров - тяжелого «Блэк Свон» и легкого «Ямайка» - патрулировали прибрежные воды Корейского полуострова.
В предрассветный час радары кораблей засекли подозрительную активность на горизонте. Корабль довернули поближе к берегу, и вскоре вахтенные заметили конвой из десятка баркасов с грузами для северокорейской армии под охраной 4 торпедных (или патрульных) катеров (точно идентифицировать противника не удалось). Несмотря на колоссальную разницу в силах, корейские катера не думали отступать. Они смело бросились на противника.
В боевом информационном посту «Джюно» загудел аналоговый компьютер, счисляя местоположение цели относительно корабля, её скорость и курс. На верхней палубе пришли в движение артиллерийские башни - все шесть спаренных установок 5'/38 повернулись на нужный угол, на лотки орудий с лязгом опустились снаряды. Спустя секунду на месте северокорейских торпедных катеров взметнулись столбы воды вперемешку с деревянными щепками и обломками металлических конструкций.
Легкий крейсер USS Juneau (CL-119)
Когда рассеялись брызги и дым, наблюдатели доложили об уничтожении трех катеров противника. Четвертый полным ходом скрывался за горизонтом. Приказа на преследование не поступило.
Северокорейский конвой рассеялся в прибрежных водах. Эскадра ООН без потерь вернулась на прежний курс.
Впоследствии, когда КНДР заявила о потоплении тяжелого крейсера «Балтимор», официальные лица США сделали удивленный вид и заявили, что «Балтимор» никогда не участвовал в Корейской войне. В начале 50-х он действовал в составе средиземноморского Шестого флота. Более того, с июля 1946 г. по ноябрь 1951 года крейсер в законсервированном состоянии находился на стоянке резервного флота в Брементоне и никаким образом не мог принять участие в морском бою у побережья Кореи 2 июля 1950 года.
Истина где-то рядом
Не торопитесь смеяться над выдумками северокорейцев и называть всю историю с «Балтимором» бездарно оформленной пропагандой. КНДР уже не раз доказала, что её угрозы и заявления - не просто слова. При малейшей возможности руководство КНДР идет на самые решительные меры, чтобы напомнить миру о своем существовании и покарать всех, кто мнению Пхеньяна, виновен в бедах Корейской Народно-Демократической Республики.
На счету моряков военно-морских сил КНДР записаны две солидные победы - силовой захват американского разведывательного корабля «Пуэбло» (1968 год) и потопление южнокорейского корвета «Чхонан» (2010 г., спорно - КНДР заявила о своей непричастности к инциденту). Так что смелости и решимости корейцам не занимать, как и боевой выучки и смекалки.
Далее, возможность потопления крейсера торпедным катером особого удивления не вызывает. Торпеда - мощное оружие, и если катерникам удавалось приблизиться к врагу, то победа была у них в кармане. Достаточно вспомнить их первое боевое применение - русские катера «Чесма» и «Синоп» потопили турецкий пароход «Итинбах» (1878 г.). Так что корейцы даже приврали по поводу уникальности проведенной атаки - в истории известны случаи и поинтереснее.
Третий момент: «Балтимор» - это не просто боевой корабль, но и одноименная серия из 14 тяжелых крейсеров периода Второй мировой войны. Заявления об отсутствии в зоне боевых действий корабля с таким названием еще не означает отсутствия аналогичных по конструкции крейсеров.
USS Macon (CA-132) - 11-й в серии крейсеров типа "Балтимор"
Наконец, сам факт боевого столкновения 02.07.1950 г. сомнению не подлежит - янки и британцы обнаружили торпедные катера, корейцы бросились в атаку, несмотря на численное превосходство противника.
Чем же окончился тот бой? Имелось ли торпедное попадание в один из кораблей союзников? Скорее всего, северокорейские моряки пали смертью храбрых, пытаясь атаковать вооруженные до зубов корабли со скорострельными пушками и современными СУО. И все-таки, если случайно выяснится, что один из «Балтиморов» имел повреждения, вызванные торпедным оружием, это может стать довольно интересным поворотом в событиях Корейской войны.
"Балтимор" разделывают на металл в окрестностях Портленда, 1972 г.
Подборка фотографии из КНДР -
http://golovko.livejournal.comФотографии кораблей -
http://www.navsource.orgАвтор Олег Капцов
источник