Необычные танки Росcии и СССР( 1 часть)

Nov 24, 2013 18:49



«Вездеходъ» Пороховщикова



15 сентября 1916 года считается первым днем применения танков в бою. И многим было бы интересно знать, какими они были, эти первые танки. Как и кем, они создавались. Сегодня я расскажу вам о первом в истории танкостроения танке, вернее о его прототипе, образце и о его создателе Александре Александровиче Пороховщикове (1893 - 1942).
А. А. Пороховщиков с детства проявлял интерес к изобретательству, мало кто знает что помимо известного «Вездехода», он занимался изобретением самолетов, одна из его моделей моноплана показанная в 1909 году заслужила похвалы Н. Е. Жуковского, так же им был изобретен и построен и прошел испытания в 1914 году двухфюзеляжный самолет - разведчик «Би - Кок», в 1917 году создан учебный, двухместный самолет П- 4, в период с 1920 по 1923 годы П-4 бис, П-4 2бис, П-5 и П-5 бис. Они были запущены в серию, многие советские летчики асы герои Отечественной Войны проходили обучение именно не этих самолетах.

В августе 1914 года А. Пороховщиков обращается в с проектом своего нового изобретения в Особый Комитет при Ставке Верховного Главнокомандующего, а в январе предоставляет подробные чертежи машины. 15 января получает разрешение на постройку опытного образца. Ему выделяют необходимые средства, оборудование, 25 солдат мастеровых и более 20-ти квалифицированных рабочих и 1 февраля он приступает к изготовлению опытного образца. Наблюдать за ходом работ был назначен военный инженер, полковник Поклевский-Козелло.

По замыслу изобретателя конструкция «Вездехода» была весьма необычна. Корпус был обтекаемым и планировался герметичным, для возможности движения по воде, с нишей воздухозаборника впереди и многослойной бронёй, состоявшей из двух стальных листов, один из которых был цементированным и прокладкой прессованной морской травы между ними, броня тоже была изобретением А. Пороховщикова опережающим своё время. Следует заметить, что танки с разнесенным бронированием появились лишь во второй половине прошлого столетия. При обстреле с дистанции 50 метров, она выдерживала попадание пули выпущенной как из винтовки, так и из пулемёта. Сварной каркас опирался на одногусеничный движитель, гусеница которого была натянута на четыре барабана, задний барабан являлся ведущим и приводился в движение 10-ти сильным двигателем через карданный вал и коробку передач. Боевая масса составляла четыре тонны. Для предотвращения смещения гусеницы на барабанах были вырезаны канавки, однако с возможностью продольного проскальзывания проблема так и не была решена окончательно. Поворот машины осуществлялся с помощью двух поворотных колёс, размещенных по бокам машины. По твердому грунту машина передвигалась на заднем барабане и боковых колесах, а на рыхлом грунте должна была ложиться на широкую гусеничную ленту. При движении по рыхлому грунту, поворотные колеса должны были по мнению изобретателя выполнять роль рулей по типу самолетного крыла, но на практике они только мешали движению, здесь законы движения в воздухе, которые А. Пороховщиков отлично знал, никак не подходили, попытка поворота приводила к неминуемой поломке. 18 мая «Вездеход» вышел из ворот мастерской на испытания по движению на твердом грунте. В ходе которых показал неплохую для того времени скорость, при гусеничном движении 25 км в час. Переход на колесное движение при этом не производился. На тот момент на «Вездеходе» не была еще установлена вращающаяся башня и вооружение, по плану вооружение машины должно было состоять из одного 7,62 мм пулемёта «Максим». Официальная демонстрация была назначена на 20 июля и состоялась на полковом дворе, где машина уже показала более высокую скорость, но к сожалению это было единственным плюсом. Машина не оправдала надежд А. А. Пороховщикова и была отправлена на доработку во время которой так и не удалось исправить все выявленные недостатки. Последние испытания были проведены 26 декабря 1916 года.




Недостатков и недоработок в представленном образце было всё ещё очень много. Самым существенным недостатком являлся механизм поворота, его плохая функциональность, водителю приходилось поворачивать машину вручную, при помощи шеста. Конструкция ходовой части была признана неудовлетворительной, сделать её герметичной из-за особенностей ходовой части не получилось. Размещение экипажа внутри машины было крайне неудобным, ввиду очень малого внутреннего пространства. От дальнейших работ по этой машине решено было отказаться, Военное ведомство обязало А. А. Пороховщикова возвратить выделенные на постройку деньги, а сам образец оправить в ГВТУ. Такова история создания первого в мире танка, пусть не удачного и не принятого на вооружение. Однако он положил начало русскому и советскому танкостроению так же как бот Петра Великого положил начало могучему русскому флоту. Вслед за ним будет много проектов, удачных и не удачных и у каждого из них будет своя история.

Кстати:
С 1917 года Александр Александрович Пороховщиков - крупный авиаконструктор, возглавлял КБ. В 1941 году репрессирован и расстрелян, полностью реабилитирован спустя 15 лет.
Александр Александрович Пороховщиков это родной дед известного российского актера Александра Шалвовича Пороховщикова.

Танк Менделеева



В этой статье мы поговорим о первом проекте супертяжелого танка, вошедшего в историю как «танк Менделеева». Василий Дмитриевич Менделеев (1886 - 1922) разработал проект своего сверхтяжелого танка в 1911 году. Работая в 1908 - 1916 годах конструктором на судостроительном заводе, он в свободное время размышлял о том, как создать такую машину, которая была бы хорошо бронированной и неуязвимой для ружейного и артиллерийского огня, обладала сокрушительной огневой мощью и могла бы выполнить любую поставленную ей боевую задачу. Как мы знаем, он был морским инженером, и в его творении прослеживаются основные концепции постройки кораблей того времени, в частности броненосцев.

24 августа 1916 года В. Д. Менделеев представил проект на рассмотрение. Следует отметить, что проект был разработан очень тщательно, до мельчайших деталей. Машина по замыслу конструктора напоминала скорее сухопутный броненосец, чем привычный для нашего понимания танк. Впрочем, в то время, по аналогии с морским, танки назывались сухопутным флотом. Конструкция танка, хотя ему более подходит название САУ, представляла собой коробчатый корпус длиной 10 м (длина с пушкой - 13 м), высотой 2.8 м. Бронирование: лоб - 150 мм (цельнолитая плита), борт, корма - 100 мм (цельнолитые плиты), крыша - 76 мм (собрана из пяти литых плит), что было очень высоким показателем на то время. Такая броня выдерживала попадание 152 мм. Машина была практически неуязвима для любого оружия того времени, для её уничтожения потребовалось бы прямое попадание как минимум 305-мм снаряда морского орудия, здесь В. Д. Менделеев был первым инженером, применившим противоснарядное бронирование. Ходовая часть машины была на основе пневматической подвески опорных катков (на борт по 6 опорных катков малого диаметра, 5 поддерживающих и 4 направляющих, ведущими были верхние задние колёса), что позволяло машине изменять клиренс или даже опускаться на грунт при сильном обстреле во избежание повреждений ходовой части. Также предполагалось опускать корпус на грунт для повышения точности стрельбы. В. Д. Менделеев, учитывая внушительный вес машины, предусмотрел в конструкции ходовой части возможность перемещения по железной дороге, посредством установки на специальные тележки на колёсах, которые могли приводиться в движение двигателем машины, позволяя ей передвигаться по железной дороге самостоятельно. Посадка экипажа из восьми человек (командира, механика, рулевого, наводчика, пулеметчика, трёх канониров) и загрузка боекомплекта осуществлялась через дверь, расположенную в кормовой бронеплите.



В машине также предусматривалось внутреннее освещение от бортовой электросети. Расчетная масса машины - 172 тонны, при удельном давлении на грунт не более 2,7 кг/см2. Расчетная скорость - 24 км в час, при мощности карбюраторного двигателя с водяным охлаждением в 250 лошадиных сил. Двигатель был расположен в задней части корпуса с небольшим смещением на левый борт, за топливными баками, находившимися в центре бронекорпуса, емкости которых хватало машине пройти 50 км без дополнительной заправки. Танк имел механическую трансмиссию с четырёхскоростной коробкой передач, 4 - вперёд, 1 - назад. На крыше корпуса располагалась вращающаяся выдвижная пулемётная (один 7,62-мм пулемёт «Максим») цилиндрическая башенка с круговым сектором обстрела, которая в походном положении опускалась внутрь корпуса. Бронирование башенки составляло 8 мм. Недостатком такого размещения было наличие мёртвых зон, но проектом предусматривались бойницы в бортах машины для стрельбы членами экипажа из личного оружия. Основное вооружение - 120-мм морское орудие Конэ - располагалось в передней бронеплите, с поворотной бронированной маской пушки, что было одной из главных особенностей конструкции, угол горизонтальной наводки составлял 16°. Снаряды подавались по подвесному монорельсу с пневмоприводом, тем самым существенно увеличивая скорострельность орудия. Пушка Конэ на тот момент почти не имела неразрушаемых целей. По всем показателям это была грозная и величественная боевая машина, которой были по плечу самые трудные и опасные боевые задания. Но на этом история этого проекта была закончена. Позже, осенью 1916 года В. Д. Менделеев снова пытался представить уже модернизированный с учетом боевого применения английских танков проект своей машины, но он не был рассмотрен. Об этом его проекте данных почти нет.




Хотя данный проект так и остался невоплощенным в реальность, он был важным этапом в истории развития танкостроения. Ни сам проект, ни его тщательная проработка не заинтересовали военное ведомство, он не был принят к рассмотрению и был отложен в долгий ящик, как и множество других похожих проектов.

Танк Дыренкова ДР-4



В конце 20-х-начале 30-х годов прошлого столетия в СССР стремительными темпами развивалось танкостроение, танковый парк РККА пополнялся новыми машинами как отечественной разработки, так и созданными на основе зарубежных образцов. Понимая необходимость оснащения бронетанковых частей боевыми машинами только собственного производства, правительство молодой советской России создавало благоприятные условия для продвижения проектов талантливых инженеров и конструкторов. Одним из таких инженеров-самоучек был Николай Иванович Дыренков (1898 - 1937), создатель большого количества образцов бронеавтомобилей, мотоброневагонов и танков. Многие из его творений так и остались только на бумаге, некоторые были выпущены лишь в виде прототипов и опытных образцов, но были среди них и те, которые были приняты и запущены в мелкосерийное производство. Также он принимал непосредственное участие в создании корпуса для лёгкого танка А-20. В этой статье мы поговорим об одном из его проектов, известном как Д-4, также имевшем названия «танк Дыренкова», ДРС или просто «танк Д».



В РВС СССР 5 октября 1929 года Н. И. Дыренковым был представлен проект среднего колёсно-гусеничного маневренного танка. Уже 18 ноября комиссией был заслушан доклад об особенностях данного проекта, по результатам которого было принято решение: "Признать целесообразным подвергнуть испытанию танк системы Д, с каковой целью дать срочный заказ Ижорскому заводу на 6 опытных экземпляров танка со сроком сдачи первого танка не позднее 1 апреля 1930 года". В декабре 1929 года Н. И. Дыренков создаёт на Ижорском заводе опытно-конструкторское бюро, становится его руководителем и приступает к реализации своего оригинального проекта, получившего в 1930 году обозначение Д-4. Согласно расчетам конструктора, танк должен был иметь боевую массу 12 тонн, при толщине брони от 15 до 20 мм. Вооружение - две 45-мм пушки системы Соколова и четыре 7,62-мм пулемёта ДТ (Дегтярев Танковый) - расположено в двух башнях, размещенных в передней части корпуса с небольшим смещением по диагонали. Хотя первоначально предполагалось, что танк будет иметь три башни, но особенности ходовой части не позволяли увеличить массу машины, поэтому от трёхбашенной схемы решено было отказаться. Ходовая часть машины заслуживает особого внимания, она была колёсно-гусеничной, закрытой снаружи бронеэкраном.



Гусеничный движитель, на борт, состоял из ведущей звездочки, ленивца и двух катков большого диаметра, как вариант рассматривалось применение трёх пар опорных катков малого диаметра, опиравшихся на горизонтальные пластинчатые рессоры, которые крепились на стальной коробке, находящейся между экраном и бронекорпусом танка. С внешней стороны экрана, на осях ведущего и направляющего катков, крепились автомобильные колёса, задняя пара которых была ведущей. При необходимости при помощи домкратов, приводимых в действие двигателем, опускалась или поднималась коробка с парами закрепленных на ней опорных катков, тем самым опуская машину на колеса или поднимая на гусеничный движитель. Оснащенный реверсной системой, танк мог с одинаковой скоростью двигаться как вперёд, так и назад. Также конструкцией была предусмотрена возможность двигаться под водой и самостоятельно передвигаться по железной дороге, для чего под днищем корпуса были установлены железнодорожные скаты.

Силовая установка состояла из двух двигателей «Геркулес» мощностью 105 л.с. По разным причинам проект затягивался, и только в марте 1931 года «танк Дыренкова» совершил свой первый выезд. Возложенных на него надежд танк не оправдал, фактический вес составил более 15-ти тонн, что значительно превышало расчетный, конструкция ходовой части не была тщательно продумана и не имела запаса для модернизации, мощности двигателей для передвижения с расчетной скоростью уже не хватало. Танк с трудом мог передвигаться даже по твёрдому грунту, о возможности перемещения по бездорожью и в боевых условиях не могло быть и речи. Выяснилось, что трансмиссия машины ненадежна и требует серьёзной доработки. Однако конструктор к тому времени был увлечен новым проектом, известным как Д-5, и проект Д-4 был им заброшен. Вскоре все работы по нему были прекращены, танк был разобран на металлолом. Как и Д-4, проект Д-5 не был завершен, в ноябре 1931 года был построен лишь макет танка в масштабе 1:1, но 1 декабря 1932 года конструкторское бюро было расформировано. Из докладной записки Г. Бокеса Начальнику Механизации и Моторизации РККА И. Халепскому: «Вам уже известен печальный опыт по изготовлению опытного образца танка Д-4, в результате чего мы не получили машины, а лишь израсходовали около миллиона рублей народных денег.



Сам конструктор Дыренков, как видно, решил, что из этой машины ничего не выйдет, и поэтому конструкцию Д-4 бросил и приступил к переконструированию танка по типу Д-5. У меня большие сомнения, что из этой машины что-нибудь выйдет, и не будут ли опять потрачены миллионы рублей, и в результате опять получим коробку с разными недействующими механизмами. В этом меня убеждает то обстоятельство, что машина Д-5 сохраняет основные механизмы Д-4.» Позже, в 1937 году Н. И. Дыренков был арестован по обвинению в участии в террористической организации и 9 декабря 1939 года был расстрелян.

Автор Макс Беляев
источник

7 ЛЕГЕНДАРНЫХ РУССКИХ ТАНКОВ

ТАНКОВЫЙ РЕЙТИНГ - 2 ЧАСТЬ

ТАНКОВЫЙ РЕЙТИНГ - 1 ЧАСТЬ

История, танк

Previous post Next post
Up