7 версий появления двуглавого орла на Руси

Apr 09, 2013 20:48



«Откуда есть пошел орел двуглавый…»



Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать. Это было серьезное новаторство - до этого официальная геральдика ограничивалась изображениями Креста, Спаса, Богородицы, Георгия


Победоносца и других святых. Таким образом, двуглавый орел стал первым на Руси  «нехристианским» плюс анималистическим символом, который использовался в качестве официального государственного знака.




1

Византийская версия




Как известно двуглавый орел был гербом православной Византии. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.

Двуглавый же орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» - преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва - Третий Рим».

2

Габсбургская версия




Интересно, что в 1442 году, примерно за 55 лет до появления на печати Иоанна III, двуглавый орел появился и на государственных печатях германской Священной Римской Империи. Император Фридрих III Габсбург тоже считал себя полноправным приемником Рима. Однако двуглавую птицу он позаимствовал вовсе не от своего заклятого конкурента, Византии, а от других немецкоговорящих монархов - бургграфов Вюрцбургских и герцогов Баварских. Ряд историков уверены, что двуглавый орел пришел на Русь именно от Габсбургов, а не от византийцев, поскольку последние никогда не использовали орнитологический символ на государственных печатях.

3

«Татарская» версия




У византийской и габсбургской версий есть свои слабые места. Например, никак не объяснить, почему орёл, в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III на Софье Палеолог. Что касается «габсбургской птицы», то непонятно с какой стати Русь должна была перенять символ Империи, с которой у нее не было практически никаких политических связей; к тому же Габсбурги были католиками. Другое дело - близкие соседи… Мы имеем в виду Золотую Орду, которая какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III не мог об этом не знать. В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году не прекратила свое существование. Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.

4

«Пророческая» версия




Эта версия самая шокирующая. Как известно, Иоанн III, как и полагалось московским государям, получил хорошее православное образование. Разумеется, он читал Святое Писание, в том числе третью книгу пророка Ездры из Ветхого Завета. Там пророк пишет следующее: «Видех, восхождаше от моря орел, емуже бяху главы три». Примечательно, что «средняя глава бысть больши инех глав». Напомним, что российского двуглавого орла венчают именно три короны: на головах - маленькие, а над пустым местом между ними - большая. «И се орел летяше на перии своем, и цесарьствова на земли и на живущих на ней». Далее в видении Ездры орел становится двухголовым: «средняя глава внезапу не явися… Осташася же две главе, яже и те такоже цесарьствоваша на земли и над обитающими на ней». Богословы трактовали этот момент, как пророчество об установлении царства антихриста. Затем появляется Мессия в виде льва и побеждает орла: «И видех, и се, якоже лев разгневан от леса рыкающь, и видех, яко испускаше глас человеческии ко орлу, и рече глаголя: слушай, что я буду говорить тебе и что скажет тебе Всевышний: слыши ты, и возглаголю тебе, и речет вышний тебе: не ты ли оставшийся из числа четырех животных, которых Я поставил царствовать в веке Моем, чтобы через них пришел конец времен тех…его ради не являйся ты, орле, и криле твои грозныя и перийца твоя строптивая, и главы твоя лукавыя, и ногти твои злейшии, и все тело твое суетное, чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия, и надеялась на суд и милосердие своего Создателя. Яко да прохладится вся земля и обратится свободна от твоея силы, и уповает на суд и милосердие того, иже сотвори ю».

Если все же Иоанн был знаком с Третьей книгой Ездры, то его выбор выглядит очень загадочно.  Интересно, что впервые двуглавого орла за «пределы» государственной печати вывел Иоанн Грозный: это символ венчал одну из башен его зловещего «опричного» двора в Александровской Слободе (подробнее о любви к символике Иоанна IV читайте здесь). Три короны, венчающие этот геральдический символ, впервые использовал Лжедмитрий I. На, а самое широкое распространение двуглавый орел получил уже при Алексее Михайловиче, которого, как известно, поборники Старой Веры называли антихристом.

5

«Фряжская» версия




Как известно, Иоанн III привлекал в Москву большое количество специалистов «фряжского» происхождения. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строителя того времени состояли в цехах, которые представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.

6

«Алхимическая» версия




Двуглавый орел не только в те времена использовался в символике строителей, но и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский Камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского Камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

7

«Спонтанная» версия




Как мы уже поняли, что двуглавый орел в конце XV века был модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…

Герман Юрьев

источник

История, интересные факты, Российская Империя

Previous post Next post
Up