Долгожитель

Feb 21, 2012 16:10

Оригинал взят у smolenski в Долгожитель


Пароход "Тагил" у пристани "Демидовской дачи" (бывш. дом Ф. И. Швецова)*. фото 1898** г.

Первый пароход в уральских вотчинах Демидовых был построен в 1837 году в Выйском механическом заведении при Выйском медеплавильном заводе к приезду на Нижнетагильский завод наследника престола цесаревича Александра Николаевича. Автором проекта был тогда ещё крепостной механик Фотий Ильич Швецов, а руководили постройкой знаменитые отец и сын Черепановы. Пароход был спущен на воду Выйского заводского пруда, где его резвый бег и имел возможность наблюдать будущий император в компании своего воспитателя Василия Андреевича Жуковского и Анатолия Николаевича Демидова.

После отъезда цесаревича пароход был перевезён в Тагильский пруд, где усилиями Ф. И. Швецова, его зятя Павла Акинфиевича Стеблова*** и ученика, а в будущем главного механика завода, Павла Петровича Мокеева был подвергнут "глубокой модернизации". На пароход были установлены более мощная паровая машина, кабестан, нарощены борта, улучшено управление. Тогда же пароход получил своё имя - "Тагил". С 1846 года "Тагил" активно используется для проводки барж с металом из Нижнетагильского завода на так называемый "подливной" завод в Черноисточинске по рекам Тагил и Чёрная. За всё время экплуатации пароход несколько раз усовершенствуют.

В 1895 году, с пуском в строй Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги, водный путь между демидовскими заводами становится нерентабельным, и "Тагил" переоборудуют в прогулочный. Первоначально им пользовался только юный Анатолий Павлович Демидов (младший сын Павла Павловича и любимый внук Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной), но с отъездом недоросля на учёбу в Петербург, судно передали в аренду купеческому клубу.

В 1919 году "Тагил" отремонтировали и он почти десять лет работал на перевозке пассажиров через акваторию городского пруда.



Пароход "Тагил" у пристани Городского Парка. фото 1920 г.
В начале 30-х пароход ставят на капитальный ремонт. Ветерану планируют заменить машину и гребной механизм, перестелить палубу. Однако, смета не устраивает городской совет. Из-за недостатка средств депутаты предлагают передать пароход городскому краеведческому музею в качестве экпоната. Но у музея денег тоже нет. В 1932-м "Тагил" становится на свою последнюю стоянку у пристани Городского Парка. Трудящиеся города несколько раз обращали внимание властей на состояние парохода, требовали отремонтировать его и пустить в эксплуатацию.



Заметка в городской газете "Тагильский рабочий". 1933 г.
Весной 1937 года изрядно обветшавший "Тагил", был сорван со стоянки вешними водами и затонул в нескольких метрах от берега.

Попыток поднять пароход не производилось.

-----------
Примечания:

* - авторы фото неизвестны;
** - дата съёмки установлена по документам, связанным с реконструкцией пристани;
*** - прямой предок Народного артиста РФ Евгения Юрьевича Стеблова

Российская Империя

Previous post Next post
Up