Несостоявшийся петербургский Манхэттен

Jul 03, 2012 23:53


В эти дни исполняется столетие закладки «Нового Петербурга» - крупнейшего градостроительного проекта российской столицы начала ХХ века.





Впервые проект жилой застройки западной, затопляемой водой части острова Голодай был выдвинут ещё в 1898 г., когда участок земли на этой территории был приобретён кандидатом коммерческих наук Герасимом Шалитом. В ноябре того же года было создано строительное общество «Новый Петербург», учредителями которого, помимо Шалита, были коллежский советник С.М. Челищев и британский подданный Джон Карр. На осушенной и поднятой над уровнем моря территории предполагалось построить около 600 домов различных типов. Однако общество почти сразу же столкнулось с непреодолимыми финансовыми трудностями. За строительный сезон 1899 г. были построены лишь остовы одного четырёхэтажного и одного двухэтажного домов (ныне дома 10 и 7 по переулку Каховского), после чего работы прекратились. В 1906-1907 гг. на территории неосуществлённого строительства были открыты сад для народных гуляний и летний деревянный театр в стиле модерн под тем же названием «Новый Петербург».



Новую жизнь проект получил в 1911 г., когда землю на Голодае купил у Шалита итальянский миллиардер, поэт и меценат Рикардо Гуалино (1879-1964). В своих мемуарах он рассказывал об этом так: «Ни одно другое начинание не было для меня столь заманчивым… Создать город, воздвигнуть за несколько лет дороги, кишащие народом, залитые светом, соорудить десятки современных зданий, одним словом - создать жизнь там, где было безмолвие». Для осуществления проекта Гуалино основал акционерную компанию St. Petersburg Land and Mortgage Company, зарегистрировав её на Лондонской бирже.



Землю на Голодае предполагалось «разбить на эффектные, привлекательные участки с широкими улицами, площадями и садами, дабы обеспечить условия для строительства домов, соответствующих высоким требованиям деловых и рабочих людей Петербурга». К проектированию «Нового Петербурга» Гуалино привлёк ведущих русских архитекторов Ивана Фомина и Фёдора Лидваля. Первым шагом стала перестройка четырёхэтажного дома, построенного Шалитом в 1899 г. Из безликого остова он был превращён Фоминым в прекрасный образец петербургского неоклассицизма (ныне переулок Каховского, 10; надстроен в советское время). Одновременно начались масштабные работы по подъёму грунта.



Основные работы по проектированию развернулись в конце 1911 г. Согласно проекту Фомина, главным планировочным ядром «Нового Петербурга» предполагалось сделать полукруглую Большую площадь, к которой сходились шесть основных магистралей. Главной из них должен был стать Морской проспект, деливший район на две половины. Севернее и южнее Морского проспекта от Большой площади отходили Северный и Кронштадтский проспекты, образуя три луча, которые пересекали пять параллельных улиц - Крымская, Кавказская, Грузинская, Украинская и Бессарабская. Парковая улица, пересекавшая Большую площадь с юга на север, вела к Малой Невке. Острова Жадимировского и Кашеваров на ней предполагалось соединить с Голодаем, оставив глубокую гавань для яхт. Вдоль берега Малой Невы и Финского залива планировалось построить Морскую набережную, взяв за образец набережную Манхэттена в Нью-Йорке.



Парадный фасад «Нового Петербурга» формировал ансамбль из четырёх жилых зданий, огибавших Большую площадь полукругом. Фомин предполагал построить их в палладианском стиле и соединить пропилеями, напоминающими римские триумфальные ворота. Строительство на Большой площади началось весной 1912 г. закладкой одного из четырёх домов, огибавших площадь с запада. Выбор пал на здание между Морским и Северным проспектами с целью закрепить направление к домам Шалита, один из которых к этому времени уже был перестроен Фоминым. С восточной стороны площади Фомин первоначально планировал построить здание рынка, однако к лету 1912 г. планы изменились и здесь были заложены два жилых дома «для рабочих классов» по проекту Фёдора Лидваля, выходившие пятью этажами на Большую площадь и четырьмя - на Въездную улицу.



Предполагалось вскоре провести к площади трамвайную линию и постепенно распространять застройку в сторону побережья. Как сообщал журнал «Зодчий», «когда сюда подойдёт линия трамваев, в эту чистую и светлую часть Петербурга устремятся и более зажиточные классы петербургского населения. К тому времени осуществятся и последующие предложения грандиозного проекта - будут построены рестораны и кофейни на мостках в море, оборудована эспланада с деревьями, разбиты площадки для футбола и тенниса, словом, образуется тип города-сада, о котором ранее лишь много писали на страницах журналов».

Основной объём работ за первые два года осуществления проекта пришёлся на поднятие грунта, земляные работы на набережных и проведение электричества и канализации. В июле 1914 г. газеты объявили о продаже первых зданий и приёме заказов на земельные участки. Официальная церемония открытия «Нового Петербурга» была намечена на август, для участия в ней в российскую столицу прибыл Рикардо Гуалино, однако он сразу же вынужден был уехать в связи с разразившейся мировой войной.

Война остановила строительство, но работа по проекту не прекратились. В октябре 1915 г. был высочайше утверждён план его территории, предполагавший в дальнейшем перенос застройки и на левый берег Смоленки. Кроме того, владельцы проекта наметили для приобретения и развития ещё два участка в городе - на Аптекарском и Крестовском островах. Однако война вносила свои коррективы. В том же октябре 1915 г. Городская управа взяла в аренду два построенных дома для рабочих на Въездной улице с целью размещения в них эвакуационного госпиталя.

Постепенно осваивались земли под частное строительство. Так, в октябре 1914 г. участок у канала в конце Северного проспекта приобрёл в аренду актёр императорских театров Григорий Ге. На берегу вырос живописный деревянный дом с башнями в стиле модерн. Участок между Голодаевским переулком и набережной Малой Невы приобрела нефтяная компания братьев Нобель. Проект его застройки, включавший трёхэтажный жилой дом, гаражи и резервуары, был утверждён Городской управой в тот самый день 24 октября 1917 г., когда произошли события, похоронившие «Новый Петербург».





Само собой разумеется, что большевизм сделал невозможными дальнейшую работу компании Гуалино в России и осуществление проекта его мечты. Место неоклассического города-сада Фомина и Лидваля ныне занимает беспорядочная мешанина уродливых советских построек 30-70-х годов, а место морской набережной петербургского Манхэттена с кофейнями на мостках, эспланадами и причалами для яхт - загаженные грузовые причалы. О несостоявшейся судьбе этого района напоминают лишь несколько зданий «Нового Петербурга», сохранившие в целом свой облик несмотря на позднейшие советские переделки.

Дом шалитовской постройки, перестроенный Фоминым






Единственный из четырёх домов, построенный на Большой площади по проекту Фомина









Лидвалевские дома для рабочих













Оригинал взят у aquilaaquilonis

История, Архитектура, Российская Империя

Previous post Next post
Up