Есть ли жизнь на Марсе? Нет ли жизни на Марсе? Науке это может быть и неизвестно, а вот в кинематографе более чем за столетие развелось такое множество инопланетян, что и не сосчитать. Противные зеленые человечки из "Марс атакует!" или тощие многорукие выпивохи из "Людей в черном". А как же без Крыса и Весельчака У?
Селениты
Самым первым видом инопланетян, "изученных" кинематографистами были селениты - обитатели спутника нашей планеты, придуманные Жоржем Мельесом в начале ХХ века. Селениты - человекоподобные гуманоиды, были названы в честь богини Селены. Существа разумные, живут сплоченной группой, часто возглавляемой королем. Отличаются большой прыгучестью и подвижностью. При уколе зонтиком или нападении земного астронома превращаются в пыль.
Фильм "Путешествие на Луну", снятый Мельесом в 1902 году, считается первым в истории научно-фантастическим фильмом и безусловным шедевром раннего периода кинематографа. Мельес наполнил картину множеством спецэффектов, которые сам же и придумал. Представителей другого мира в фильме сыграли акробаты из Фоли-Брежер, знаменитого парижского варьете. Костюмы "инопланетян" Мельес тоже разрабатывал сам - получился своеобразный гибрид земных приматов и ракообразных. Селениты населяли спутник Земли и в романе Герберта Уэллса "Первые люди на Луне" (1901 год), но у него эти существа скорее напоминали насекомых.
Марсиане
В 1924 году наш соотечественник режиссер Яков Протазанов "открыл" еще один вид обитателей нашей Солнечной системы - марсиан, за пару лет до того описанных в романе Алексея Толстого. Эта гуманоидная раса практически не отличается от населения Земли, как с точки зрения физиологии, так и с точки зрения форм психического развития: им не чужды те же страсти, и особенности поведения, наблюдаются аналогичные земным формы государственного устройства.
© Фото Общественное достояние
Фильм "Аэлита"
"Аэлита" стала первым фильмом Протазанова после возвращения из эмиграции. Алексей Толстой сценарий по мотивам собственного романа писать не стал, это дело доверили Федору Оцепу. В центре сюжета - не научные изыскания или социально-политические аспекты типа "торжества революции", а любовь землянина - инженера Лося (Николай Церетели) и марсианки - королевы Аэлиты (Юлия Солнцева). Фильм был прохладно принят современниками, а прогрессивные советские критики и вовсе его разгромили. Сейчас же этот первый советский научно-фантастический фильм ценят, в том числе и за созданные образы марсиан и марсианской действительности. Над созданием декораций в стиле конструктивизма работал художник и сценограф Виктор Симов, а дизайн костюмов разработан художниками по костюмам МХАТа Исааком Рабиновичем и Александрой Экстер при участии Надежды Ламановой.
Всевозможные гуманоиды
Гуманоиды - наиболее часто встречающиеся представители иных миров. Они практически не отличаются от людей с биологической точки зрения. Иногда способны к телекинезу, телепортации и т.д. в зависимости от фильма обитания. Родом, по всей видимости, с планет схожих с Землей по экологическим условиям. Иногда имеют сомнительные намерения, как то - захват планеты Земля или истребление ее населения.
Голливудские гуманоиды
1950-е годы в Голливуде стали временем расцвета научной фантастики, повествующей о полетах в космос или вторжениях пришельцев. Технический прорыв, развитие космонавтики на фоне "холодной войны" рождали вполне понятные метафоры. Целью этих фильмов было показать опасность подобного вторжения, а внешний вид "условного врага" в данном случае большого значения не имел. Кроме того, как ни старались гримеры - персонажи у них выглядели скорее смешно, нежели страшно. Кстати, во "Вторжении похитителей тел" (1956) - одном из фильмов о пришельцах, ныне считающихся классикой жанра - инопланетян и вовсе нельзя увидеть, они превращаются в людей где-то за кадром.
Один из наиболее заметных фильмов того времени "День, когда остановилась Земля" (США, 1951), угрозу здесь представляет вовсе не пришелец в исполнении Майкла Ренни и даже не его робот, а сами земляне, разобщенные и угрожающие друг другу ядерным оружием.
Миролюбивые инопланетяне - это все-таки редкость. В связи с этим нельзя не упомянуть и о "худшем фильме в истории кинематографа" - "План 9 из открытого космоса", снятый Эдом Вудом в 1959 году. Пришельцы здесь такие же люди, решившие истребить население Земли с благой целью - земляне угрожают миру во Вселенной. Орудие убийства не бластеры или летающие тарелки (последние, кстати, были куплены в обычном магазине игрушек), а троица живых мертвецов, одного из которых сыграл Бела Лугоши, этот фильм стал для актера последним.
Человекоподобный клон с планеты Десса
© РИА Новости РИА Новости
Лазарев в сцене из фильма "Через тернии к звездам"
Единственным в своем роде инопланетянином в советском кинематографе стала Нийя - клон в фильме "Через тернии к звездам" (1980), снятом Ричардом Викторовым по сценарию Кира Булычева. Сюжет ленты сосредоточен не столько на своеобразии инопланетянки, а на ее родной планете, погибающей от экологической катастрофы. Тем не менее, запомнился зрителям фильм во многом благодаря "космической" внешности исполнительницы главной роли Елены Метелкиной.
Пацаки и чатлане
Культурное своеобразие населения планеты Плюк (215 в Тентуре галактики Кин-дза-дза в Спирали) позволяет выделить население этой планеты в отдельный подвид человекоподобных. Планета Плюк технически сильно опередила Землю, но находится в упадке, например, довольно трудно найти запчасти для межпланетных кораблей ("гравицаппа"). Население планеты - чатлане и пацаки внешне не отличаются от землян, но способны читать мысли, благодаря чему быстро осваивают другие языки. Принадлежность к касте "пацак" или "чатланин" определяется при помощи специального прибора "визатора", который присваивает пацаку зеленый цвет, а чатланину оранжевый. Еще одна отличительная особенность пацака - это "цак", колокольчик, который вешают на нос. Строгая кастовость проявляется в угнетении пацаков чатланами, в частности хорошим тоном считается, когда при встрече с чатланином пацак приседает особым образом (в данной культуре это называется "делать ку"). Также принадлежность к той или иной касте и уровень богатства показывает цвет штанов. Особую ценность на планете представляют земные спички - "кэ-цэ".
Фильм Георгия Данелии, вышедший на экраны в 1986 году имел невероятный успех, а вымышленные слова и фразы стали устойчивыми выражениями в современном русском языке. Название фильма было придумано в ходе съемок, когда исполнитель роли Уэфа Евгений Леонов напевал "Кинза: Кин-дза-дза-дза", песня забылась, а название осталось. В 2005 году Георгий Данелия решил снять анимационный ремейк фильма, премьера намечена на 2013 год.
Громозека
Житель планеты Чумароз. Согласно описаниям очевидцев, внешне напоминает нечто среднее между осьминогом, слоном и акулой, в анимационном варианте скорее напоминает киборга. Среди других физиологических особенностей наличие трех сердец. Рост около 3,5-4 метров. Пищевые пристрастия - валерьянка. Существо разумное, профессиональный археолог.
Громозека - персонаж серии книг об Алисе Селезнёвой Кира Булычёва, а также снятых по их мотивам фильмов и мультфильмов. Сам писатель соглашался с тем, что это один из самых известных и успешных его персонажей.
Вулканцы, ромуланцы и прочие клингоны
Перечислить Расы, населяющие сериал "Звездный путь", не представляется возможным в данном "исследовании". Все их можно отнести к гуманоидам, различия незначительны. Так, например, ромуланцы отличаются серым или зеленоватым цветом кожи, резкими чертами лица и острыми ушами. Типичные андорианцы имеют голубой оттенок кожи, белые или серебристые волосы, а также антенны на поверхности черепа. Некоторые виды от рождения слепы, но обладают развитым осязанием и телепатическими способностями. Баджорцы имеют от 4 до 7 поперечных складок на переносице. Особенность клингонов - остроконечный лоб, часто со своеобразными наростами. Физиологически эта раса гуманоидов отличается большим количеством внутренних органов.
"Звездный путь" (Star Trek) - один из самых популярных научно-фантастических сюжетов. Оригинальный сериал 1960-х годов (пилотная серия была показана в сентябре 1966 года) дал начало нескольким продолжениям, а также мультипликационному сериалу. Кстати, эта научно-фантастическая эпопея попала в Книгу рекордов Гиннесса за самое большое число фанатов.
Вуки
© AFP Andrej Isakovic
Уличные актеры, одетые в костюмы персонажей "Звездных войн"
Разумный гуманоид с планеты Кашиик, один из видов населяющих вселенную
"Звездных войн". Средний рост взрослых представителей этой расы 2,1 метра. Повышенная волосатость на лице и теле. К членораздельной речи неспособны, но могут изъясняться ревом и другими подобными звуками. Отличаются большой физической силой. Поведение представителей вида регулируется определенными правилами и нормами, как, например, дружба, верность, долг. При этом, некоторые из них отличаются вспыльчивым характером. Один из наиболее известных представителей вида - Чубакка (он же Чуи). Работал механиком на космическом корабле Хана Соло "Тысячелетний Сокол". Женат, имеет сына.
Видов и рас в фильмах Лукаса, конечно, тоже намного больше и перечислить всех сложно. Первый фильм "Звездные войны", вышедший 35 лет назад, открыл новую эру в кинофантастике во много благодаря тщательно продуманным персонажам и их образам. Чубакку, как известно, Джордж Лукас срисовывал со своего пса, породы аляскинский маламут, а образ магистра Йоды навеян его же котом. Кстати, происхождение того же Йоды, намеренно "утаивается" Лукасом, поэтому определить к какой инопланетной расе относится Мастер Йода не представляется возможным.
E.T.
© Фото Universal Pictures
Постер к фильму «Инопланетянин»
Особый вид разумного инопланетянина, название расы которого пока не установлено. Невысокого роста (около метра) гуманоид, имеет короткие ноги и длинные руки, длинную шею на которой располагается довольно большая голова. Лицо с большими глазами, коротким носом и маленьким ртом, напоминает мопса. Пищевые пристрастия разнообразны, но известно, что очень любит конфеты М&М's.
История о дружбе маленького мальчика и на лицо ужасного, но доброго внутри инопланетянина стала одним из наиболее кассовых фильмов Спилберга. В интервью журналу Rolling Stone в 1982 году режиссер говорил, что его мечтой было сделать фильм о чудесах детства и надежде, и именно таким получился его "Инопланетянин". Между тем индийский режиссер Сатьяджит Рай в связи с этим фильмом обвинял Спилберга в плагиате. По заявлениям Рая, в 1967 году его сценарий под названием "Чужой" (The Alien) был отправлен на студию Columbia, но спустя некоторое время проект был забыт, а сам режиссер, разочаровавшись, вернулся в Индию. Когда же на экраны вышел "E.T.", Сатьяджит Рай и помогавший ему в свое время писатель Артур Кларк заметили сходство сценария Рая и
фильма Спилберга.
Ксеноморфы
Разновидность паразитической формы жизни, впервые появившаяся в фильме Ридли Скотта "Чужой". Термин Xenomorph (происходит от греческих слов "чужой" и "форма") для обозначения данной разновидности инопланетян также был впервые употреблен в этом фильме. ДНК ксеноморфа обладает высокой лабильностью и может мутировать, встраивая в молекулу генетическую информацию носителя.
© AFP Philippe Merle
Макет инопланетного существа из фильма "Чужой"
Жизненный цикл каждой отдельной особи проходит в несколько этапов. Кожистые яйца, в которых созревают личинки, могут сохранять жизнеспособность в течение долгого времени. Для следующего этапа развития личинке необходим хозяин, например, млекопитающее (человек). Находясь в яйце, личинка способна почувствовать наличие рядом жизнеспособной особи и напасть на нее. Несмотря на то, что изучение данного организма представляет большую опасность для исследователей, героям первого фильма 1979 года удалось установить, что личинка (ее также называют facehugger - "лицехват") покрыта слоем протеиновых полисахаридов, защищающих ее от воздействия внешней среды, а кровь ее весьма токсична и способна прожигать металлы. На этом этапе развития организм внешне напоминает представителей типов членистоногие и моллюски.
Проникнув в организм хозяина, личинка вводит его в состояние комы и внедряет эмбрион. Для развития эмбриона необходимо в среднем около полутора суток. После чего личинка обычно гибнет. Очнувшись, зараженный некоторое время чувствует себя нормально. Среди описываемых симптомов - слабость, головокружение, голод. Спустя сутки эмбрион созревает и покидает организм носителя, убивая его. Развитие во взрослую особь происходит уже во внешней среде. Взрослая особь достигает 2-3 метров, имеет панцирь темного окраса, который меняет во время линьки.
© InArtis
Экспонаты выставки Ганса Руди Гигера в планетарии
Персонаж, придуманный Ридли Скоттом, пожалуй, самый пугающий среди инопланетян и не только благодаря своему мрачному образу. Это один из немногих инопланетян, который пытается захватить власть над миром, не основываясь на некой философии, а просто пытаясь продолжить свой род. Подобным же способом действуют земные осы-наездники, откладывающие яйца в гусениц, вылупившись, личинки точно также поедают своего носителя. Что же касается причудливого образа Чужого, то за это нужно сказать спасибо швейцарскому художнику
Гансу Гигеру.
Альф
Альф (от A.L.F. - Alien Life Form - внеземная форма жизни), настоящее имя Гордон Шамуэй, - внеземная форма жизни, к какой расе принадлежит установить сложно. Родом с планеты Мелмак, в течение долгого времени живет на планете Земля (США, Лос-Анджелес). Невысокое существо с длинным носом и большими ушами. Обильно волосат. Существо разумное, но хамоватое. В быту довольно быстро приспосабливается к человеческой жизни и легко может стать членом семьи. Обладает восемью желудками и , соответственно, - огромным аппетитом. Главное пищевое пристрастие - кошки (он автор фразы "Если вы не любите кошек, вы просто не умеете их готовить"). Тем не менее, при правильном воспитании можно заставить пришельца следовать правилам и не есть котиков без разрешения.
Комедийный сериал про приключения Альфа снимался с 1986 по 1990-й годы, а куклой, изображающей персонаж, руководил сам создатель сериала Пол Фаско, он же озвучивал инопланетянина в оригинальной версии сериала. В нескольких сериях роль Альфа исполняет актёр-карлик Мичу Мезарос. Сериал был достаточно популярен и имеет полнометражное теле-продолжение, а также анимационный вариант.
Источник