«Мне понравилось», могла написать я несколько дней назад, после того, как впервые увидела выступление «Riverdance». Но меня затянуло. А так как сразу я почему-то никому ничего не сказала, кроме пресловутого «мне понравилось», ощущения во мне кипели, крутились, видоизменялись... И пошла я к дядюшке Гуглу, который рассказал мне очень много разного о коллективе, о далекой зеленой Ирландии, о традициях, танцах, праздниках и мировоззрении людей. Мне сейчас кажется, я могу диссертацию писать об Ирландии. А до этого знала только, что ирландцы все как один рыжие, зеленоглазые, в большинстве своем пастухи... Ну и про праздник Святого Патрика... Насчет праздника я знала все правильно, а насчет рыжих пастухов - сама с себя ржу, но штампам подвластны все.
Всеми своими ново-приобретенными знаниями я делиться не буду (желающим выйти замуж за ирландца писать в личку;-)). Тех, кому замуж в Ирландию не надо, а просто интересно, чего там у них, у этих ирландцев интересного с танцами,
приглашаю под кат.
В конце 1993 года в рамках подготовки к Евровидению, Ирландское телевидение снимало заставку для своих конкурсантов. Для работы над этим проектом (прошу заметить, не над самим выступлением, а над заставкой) были приглашены самые что ни на есть какие были профессионалы. Продюссер Мойя Дохерти, режиссер Джон МакКолган и хореограф Мэвис Аскотт. Писать музыку для заставки пригласили Билла Уилана - композитора со стажем, имеющего большой опыт написания музыки в традиционном стиле. Из заставки "родился" и сам номер в исполнении Майкла Флэтли, Джин Батлер и большой группы танцоров в жесткой обуви в сопровождении ирландского хора «Ануна».
30-го апреля 1994 года 300 миллионов зрителей были потрясены увиденным. Ирландия заняла первое место. Как и ожидалось. Такая команда профессионалов не могла подвести. После конкурса у «Riverdancе» появились поклонники по всему миру. Так, сценарий номера, написанный буквально на коленках за выходные, принес известность традиционному ирландскому танцу, ну и конечно же музыке...
Далее последовал выпуск сингла, видеоклипа. К осени команда «Риверданса» расширилась, в ней появились постановщики и сценаристы, победители и призеры открытого Чемпионата Ирладнии All Ireland по степовым танцам разных лет, а также наиболее перспективные воспитанники ирландских танцевальных школ. Задача была скромной, несмотря на размах: поставить рождественское двухчасовое шоу.
После долгих споров было решено, что рамки ирландского танца слишком тесны, и что для большей привлекательности шоу должно носить интернациональный характер. В итоге кампания "Мы ищем таланты" развернулась в мировом масштабе.
Поиски принесли желаемый результат, состав получился довольно пестрым. Помимо ирландских танцоров степа в классическом варианте шоу принимали участие: одна из самых знаменитых танцовщиц в стиле фламенко Мария Пахес (Испания), ирландская поп певица Ани О'Келли, негритянские степисты из Гарлема Марсель Пено, Леон Хэйзелвуд и Джелли Герман и целый церковный хор "Deliverance", во главе с певцом Джеймсом Бигнаном. Помимо прочего, продюсеры решили добавить в новое шоу яркий славянский колорит.
Необходимо было найти настоящих танцоров из России, которые органично вписались бы в новый проект, исполняя “славянские танцы в народном стиле”. Выбор продюсеров пал на группу танцоров из знаменитого ансамбля Игоря Моисеева. Они не были увлечены ирландскими танцами, но могли гарантированно выдавать номера высокого качества и к тому же имели желание заработать неплохие деньги. Так в шоу “Riverdance” впервые появилась группа танцоров под звучным названием “Moscow Folk Ballet Company”.
Нельзя не сказать особо о музыкантах, составивших первый оркестр “Riverdance”. Многие его участники уже сказали свое веское слово в ирландской народной музыке и были основательно раскручены известными промоутерами, или же раскрутили себя сами. Так основным волынщиком классического состава “Riverdance” стал Дэви Спиллейн. Это -один из ведущих исполнителей прогрессивных обработок ирландского фолка, а также world music на ирландской волынке илен-пайп, который к тому же известен как удачливый бизнесмен, продающий волынки своей марки. Ходить на концерты можно было даже из-за него. Все основные партии на бойране (ирландском бубне) в классическом составе оркестра исполнял Томми Хэйес - колоритный полный ирландец, получивший известность благодаря своей видеошколе игры на бойране, популярной во многих странах мира.
Этот вариант шоу и стал каноническим для Riverdance. Хотя теперь существует несколько трупп, но программа сама по себе не меняется. Индустрия была построена на наработанной вначале схеме. Два ярких танцора-лидера + большая труппа ирландского степ балета + черные танцоры степа для контраста + яркая танцовщица фламенко + русские танцоры, исполняющие номера в славянском стиле, + кельтский и негритянский хоры + оркестр, усиленный группой барабанщиков = красочное шоу, которое заработало не один миллион долларов с момента своего создания несмотря ни на что, и не собирается останавливаться.
Конечно, мой рассказ совсем не объясняет, почему «мне понравилось». И почему столько желающих в будний день отдало "столько долларов" за то, чтобы прикоснуться к ирландской культуре. Формула успеха не дает ответа - почему успех уникальный. Я могла бы рассыпаться в эпитетах, общий смысл которых сводился бы к следующему: мол, красивые люди, делают красивые вещи, глаз оторвать невозможно, ноги притопывают сами, музыка проникает в самое сердце... Ну вы поняли.
Расскажу лучше, какие у артистов впечатления от Сеула. Ведь в Корее «Риверданс» впервые. Артисты коллектива ведут «общий» блог, в котором рассказывают о своих приключениях, интересных находках и отдыхе во время гастролей. Вот одна из записей: «Люди в Сеуле очень вежливы, а сам город чистый и радушный. Языковой барьер не такой уж большой, как я ожидал. Английский знают очень многие жители, и это упростило наши передвижения по городу. Корейский очень жесткий язык. Я пока выучил только спасибо - Камса Хамнида...
...Как мы и ожидали, аудитория встретила нас немного холодно. Конечно, это ведь первый визит Риверданс в Корею. Зритель не знал, чего ожидать. Но мы «продавали» себя так хорошо, как могли. Поэтому в конечном итоге зрители принимали нас очень тепло. В понедельник некоторые из нас выступили в эфире популярных корейских телешоу. Я не думаю, что я когда-нибудь пойму корейский юмор, и смогу объяснить, почему он так популярен. Но смешное редактирование и сокращение наших танцевальных номеров смотрелось правда интересно...» (Кэвин Хортон, танцор)
На последней фотографии - простые ирландские танцоры в простом клюве простого сеульского пеликана.
Фотографии: Joan Marcus, Jack Hartin & Clark James Mishler.
Информация:
Тут,
тут и -
тут.