Свое неоспоримое кредо Сократ выразил знаменитой фразой: «Единственное, что я знаю, это то, что я ничего не знаю». Ее глубокий смысл не каждый понимал. Фраза означала критическое отношение к самому себе, человек говорил, что, как бы много он ни знал, весь мир познать ему не удастся. Непознанное оставалось всегда больше познанного. И получался сократовский парадокс: чем больше мы знаем, тем больше мы не знаем.
В Древней Греции тех далеких времен хватало всяких странных людей. Сократ также выделялся своими странностями. Его недруги, философы-софисты, «мудрецы», говорили красиво и считали, что человек есть мера всех вещей. Таким было кредо их предводителя Протагора. Оно означало отказ от критериев истинности и абсолютизацию частного мнения, оправдание умственного насилия над истиной. Софисты критиковали Сократа, насмехались над ним и обращали внимание на его неряшливую внешность и странности в поведении. Как оборванец может судить об идеальном? Парадокс? Сократ отвечал, что тот, кто себя не знает, тот никого не знает.
Его не понимали и ругали за то, что был он ленив, бездеятелен. Он мог сделаться богатым, но отвергал богатство, отвергал славу. Он не оставил никаких записей, все его рассуждения и «умничания» записывали ученики. Главными источниками наших знаний о Сократе стали «Диалоги» его ученика Платона и воспоминания историка Ксенофонта. Сократ учил своих учеников, и в том числе Платона, лучшего из лучших, что смысл философии заключается в постижении общего понятия. При этом Сократ использовал индуктивный метод - от частного он переходил к общему явлению. Он любил задавать вопросы. Это была его манера дискутировать. Сбивать с толку учеников и ждать от них ответа. Что есть мужество? Откуда оно берется? И провоцировал следующим вопросом: есть ли мужество у женщин? Смех, да и только. А он не смеялся, он рассуждал и делал выводы.
Он не мог жить без беседы и утверждал, что душа человека - это вместилище всего, умного, глупого, добра и зла. Любое можешь выбирать. Любой человек должен заботиться о своей душе и стараться, чтобы в ней преобладало только лучшее.
О начальной жизни Сократа сохранилось мало сведений. Известно, что он родился в Афинах около 470 года до новой эры. Его отец Софроник был бедным ремесленником-ваятелем, мать Фэнарета, повивальная бабка, принимала роды.
В те времена дети, имеются в виду мальчики, начинали посещать школу с 7 лет. Они обучались чтению, письму, арифметике, особое внимание уделялось гимнастике и музыке.
Есть сведения, что в юном возрасте Сократ проявил интерес к школам философов и вполне мог ходить туда и слушать лекции. Богач Критон, впоследствии ученик и друг Сократа, познакомившись с ним в те школьные годы, был поражен его умом, знаниями и дарованиями.
В любом случае Сократ получил хорошее образование. Об этом свидетельствуют его познания в астрономии, геометрии, цитирование еще в юношеском возрасте Парменида, Гераклита, Демокрита, Анаксагора, Эмпедокла. Говорили, что его учителем был именно Анаксагор.
Сократ жил в Афинах, впитал в себя дух свободы и творчества. Он гулял по городу, захаживал на рынки, в конце прогулки направлялся к Акрополю, который был украшен красивыми мраморными статуями, там проходили гимнастические и музыкальные состязания. Там выступали поэты с чтением своих произведений, были и философы. Так проходила его наполненная простыми событиями жизнь под синим небом, в теплом климате, без особых забот о хлебе насущном…
От отца он научился работать резцом, иногда вытачивал фигуры из мрамора. Говорили, что группу Харит на Акрополе, этих прекрасных богинь радости жизни из древнегреческой мифологии, изваял Сократ. Но скульптором он не стал, его увлекли рассуждения, философия. Есть еще сведения, что в его жизни появилась также женщина Аспазия, возлюбленная Перикла, знаменитого политического деятеля Афин. Она отличалась красотой, образованностью, в ее доме собирались художники, поэты, философы. Среди них появлялся и Сократ. Он был известен многим как участник Пелопоннесской войны, сражался под Потидеей, выступал в судах, защищал невинно осужденных людей, в том числе сына Перикла и Аспазии, был наставником политика и полководца Алкивиада, спас в бою ему жизнь.
Мы можем предположить, что Аспазия произвела на него сильное впечатление. Вполне вероятно, что Сократ тоже произвел на нее впечатление. Хотя внешне он далеко не был красавцем: невысокого роста, коренастый, имел курносый нос, высокий морщинистый лоб. К тому же выглядел неряшливо, мог прийти босым, в заплатанном хитоне. У него и плаща-то никакого не было. Его это не смущало.
Нам неизвестно также, возникли ли близкие отношения у Сократа с Аспазией. Все может быть. Сократ был умным человеком, Аспазии такие мужчины нравились.
В 430 году до новой эры Сократу исполнилось 40 лет. Он был уже сложившимся философом, со своим видением мира, людей, со своей программой знаний. Женился, создал семью. Супругу звали Ксантиппа. Никакой радости эта женщина ему не доставила. По свидетельствам современников, Ксантиппа была сварливой, не понимавшей своего мужа, требовала, чтобы он прекратил свои бесцельные блуждания по городу, прекратил пустую болтовню, чтобы принялся за ремесло скульптора, которое приносило деньги.
Ее слова и угрозы были сотрясением воздуха. Переубедить Сократа-философа не мог никто. Он оставался в своем дырявом хитоне, отказывался от любой помощи, не брал деньги за лекции, отказывался от подарков.
От Ксантиппы родились дети - трое. Но жили они в бедственных условиях. Конечно, с точки здравого смысла Ксантиппа была права: Сократ должен был заботиться о семье и детях, ничто не могло оправдать его безразличия. Ксенофонт, близко знавший его, отмечал, что у философа не было почти никакого имущества. Позднее, уже на суде, он сам так охарактеризовал себя: «Я - нищий благодаря моей покорности велениям Божества».
Сократ больше всего раздражал в Афинах аристократов, это были знатнейшие и благороднейшие люди, которые управляли государством. Сократ же полагал, что власть в государстве должна принадлежать справедливым и опытным гражданам, богачи же, по его словам, могли заботиться только о собственном благополучии. И предупреждал, что использовать власть в личных целях нельзя, закон должен был один для всех, его следовало выполнять и богатым и бедным.
В 399 году до новой эры ему исполнилось 70 лет, возраст более чем пожилой. Для Греции он был уже старцем, хотя выглядел крепким, вполне здоровым человеком.
Его обвиняли трое - Мелет, Анит и Ликон. Они утверждали, что Сократ совершает злодеяния, он развращает умы молодых людей, не почитает богов города Афины и создал своих собственных божеств, на площадях и улицах внушает людям свои вредные мысли. Весь судебный процесс, названный «Апология Сократа», то есть его защита, был описан Ксенофонтом и Платоном. Сократ не обращался к милосердию судей, как было принято, просто отвергал обвинения - в развращении молодежи, критике божеств.
В те времена судьи могли предоставить обвиняемому право самому себе назначить наказание. Сократ отказался от этого. Он убеждал судей, что назначать себе наказание - это значит признать себя виновным, а таковым он себя не признавал. О его упрямстве было хорошо известно. Начали голосовать. Большинство признало, что Сократ виновен. Его приговорили к смерти - испить чащу с ядом цикуты, настоянные корневища которой - 100-200 граммов - обладали способностью убить корову.
Друзья вели с Сократом в тюрьме разговоры и склоняли его к побегу. Ему обещали денег, все было готово. Но надо было знать Сократа. Такой тайный поступок противоречил всей его философии: побег означал бы позор - это была бы еще одна несправедливость по отношению к решению судей, которая накладывалась бы на его несправедливое обвинение. На все предложения друзей он отвечал односложно: «Все случившееся мне во благо, и не правы те, которые думают, что смерть - это зло».
Он спокойно выпил горькую чащу с цикутой, потом наблюдал за своим состоянием и говорил уважавшему его за мужество тюремщику, как он себя чувствует, как постепенно отнимаются его члены…
Через короткое время афиняне поняли, какую глупейшую ошибку они допустили, горько раскаялись в содеянном. Но выдающегося философа воскресить уже не смогли. Тогда они выгнали из города его обвинителей.
«100 великих удивительных людей», Михаил Николаевич Кубеев, 2019г.