По поводу продольных и поперечных вихрей.

Jun 04, 2019 21:10

Самоцитирование отсюда: https://sobakazoga.livejournal.com/619828.html?thread=7487028#t7487028
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
По поводу продольных и поперечных вихрей.

Продольный концевой (индуктивный) вихрь а) крутится от энергии разделения под/над крыльевых зон, где скоростной напор разделяется дужкой и создаёт разность давлений, несущих пепелац, но б) будучи раскрученным в свободном пространстве, этому пространству и отдаётся энергетически. То есть, рассеивает энергию в мировом пространстве бесполезно.

Потому отобрать у него энергию взад - задача благородная и увеличивающая эффективность ламинарного крыла.
В этом смыл винглетов.

В пику этому, продольный вихрь, раскрученный над крылом/фюзеляжем посредством корневого вирегенератора, отдаёт энергию конструкции - то есть, несёт, а не теряется понапрасну.
Тут чем сильней вихрь - тем больше он несёт.

Птиц у нас не лучший аналог - крыло у него машущее и крутит вихри не энергией встречного потока, а силой мускулов. Потому прямая аналогия не работает (точней, работает ограниченно).
Кроме того, птицево крыло является по совместительству и движителем - то есть, создаёт горизонтальную тягу. Это второе фундаментальное отличие, препятствующее прямому переносу аналогии.

Так, что самолёту - самолётово, а птицу - птицево.

ЗЫ: следует помедитировать над разницей между птицами коротколётными (ворона) и парителями (буревестник) - и там заметно, что у парителя сходства с самолётом куда больше...

Так, что поаккуратней с поперечными вихрями - это другое царство, однако...

ХИНТ: поперечный срывной вихрь на закритических альфах закручивается от потока - от его энергетики.
При этом, суммарная подъёмная сила ламинарного обтекания крыла выше, чем несущая сила поперечного вихря - потому срывной вихрь крайне нежелателен.
А вот продольный вихрь может быть раскручен до более значительных оборотов - и тогда центробежное разрежение может превысить разряжение ламинарного обтекания. Кроме того, это разрежение сосёт пепелац вверх над любой - непрофилированной! - поверхностью. Потому даёт иной результат на выходе.

ХИНТ: а теперь - изобретение, сделанное в ходе этого поста!

По всем законам ТРИЗ следует повышать энергетику такого вихря - а поскольку в существующей концепции вихрь раскручивается лишь энергией встречного потока, то и возможность раскрутки ограничена.
Но очевидно: если вихрь докручивать дополнительной энергией, то можно получить очень существенное повышение несущей способности (вплоть до вертикального взлёта (!)).

Блин. Хоть садись и заявку пиши ;-)
Там два пункта в довесок к основной формуле (суть которой - добавка энергии не из потока).:
1. Сдув от компрессора ТРД (СПС наоборот).
2. Совмещённый импеллер-вихрегенератор (импеллер с большей энергетикой закрутки, чем обычно).

Первый вариант - для сверхзвуковиков, второй - для тихоходников широкого спектра (от экранолётов и до мелколётов АОН).

ХИНТ: в некотором плане - это концептуально напоминает Ан-72, но можно ещё повысить несущую способность двигателей-ушастиков...

творчество, летать!, наука, информация к размышлению, идея, полёт, авиация, вихревая аэродинамика, ТРИЗ, цитата, авиа, технология творчества

Previous post Next post
Up