На прошлогоднем Росконе я побывала на семинаре, посвященном теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Изначально эта теория не имела никакого отношения к писательскому мастерству, однако со временем она из сугубо технической области перетекла и на другие, в том числе и на гуманитарные. Суть ТРИЗ заключается в том, чтобы научиться изобретать (в нашем случае, придумывать) более креативно. Так, на семинаре рассказывалось о пяти уровнях развития идеи. В качестве примера говорили о роботах.
Пятый уровень, самый глубокий и самый понятный - механический человек. Кто когда придумал - не помню.
Четвертый уровень - робот, придуманный Карелом Чапеком. Чуть сложнее.
Третий уровень - "жидкий робот" Терминатор.
Второй уровень - киборг - стрелок.
Первый уровень - Терминатор (последний). На первом уровне у идеи уже пропадает авторство.
Этот пост я пишу по записям, соответственно, все очень обрывочно. Думаю, в интернетах можно подробнее найти. Лучше всего моя память сохранила методику придумывания новых идей. Здесь и опишу её подробно, про остальные интересные штучки расскажу в следующих постах.
Итак, эта методика основана на отказе от инерции мышления. Надо перестать обращать внимание на что-то привычное. Все это дело называется "метод фокальных объектов". Например, автор пишет о машине времени. Очень избитая тема, кажется, что придумать что-то новое - вообще нереально. Согласно методу фокальных объектов, нужно выбрать три существительных, никак не связанных с машиной времени и разных по характеристике. Например: кукла, птица, зависть. И по три прилагательных к каждому существительному: кукла плюс три прилагательных - страшный, заботливый, маленький. И соответственно, ко второму и третьему существительному тоже по три прилагательных. А дальше - начинаем брейнсторм и комбинируем пары из существительных и прилагательных, применяя все это к нашему главному объекту - машине времени. Например, заботливая кукла, страшная птица, маленькая зависть. Выберем наиболее подходящий, первый пример. Представим, что машина времени спрятана в заботливой кукле. Куклу сконструировал гений, который отдал ее своей маленькой дочери. Кукла - это довольно сложный робот-няня. На самом деле, он отслеживает жизнь девочки, и когда ей исполняется лет 18, кукла раскрывает ей секретную информацию от отца. Девочке надо вернуться в прошлое и спасти его от смерти. Пример довольно примитивный, но зато машина времени, упрятанная в безобидную куклу - это уже может быть интересно, конечно, при условии мастерства писателя, который данный сюжет берется реализовать. Отказ от привычных ассоциаций - это отказ посмотреть на машину времени как на что-то сложное, серьезное и "взрослое".
Однако лично я в этом методе вижу серьезный недостаток - чтобы найти что-то действительное ценное, надо перебрать очень много комбинаций, а потому такой перебор лучше всего делать командой, например, при соавторстве. А что вы думаете об этом?