Истина скрытая в сказках

Jun 02, 2013 19:46

И снова конец выходных и кого то завтра ждет работа или учеба. поэтому что бы хоть немного развеять атмосферу уныния предлагаю вашему вниманию небольшой и веселый разбор одной очень известной сказки :)

Истина, скрытая в сказках

В детстве, читая сказки, мы мало задумываемся об их сути. В раннем возрасте важно осознание, что добро победило зло, а то, под каким соусом нам это преподносят, мы даже понять не можем. Но становясь взрослее, начинаем задумываться, что мир не так прост, как кажется сначала. И часто, анализируя не показную мотивацию, а поступки персонажей, понимаем, что на самом деле даже в детском произведении можно найти скрытые от посторонних глаз глубины.

Возьмем для примера классику, «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина. Сюжет, думаю, помнят все: злая мачеха, завидуя красоте своей падчерицы, стремилась изжить её со света. Финал, понятное дело, предсказуем: силы добра победили, заставив зло за кадром совершить ритуальное сеппуку. Вот только стоит ли быть уверенными в том, что добро настолько белое и пушистое? А может силы зла стали всего лишь безликой игрушкой в его руках? Постараемся все это проверить.

Для начала абстрагируемся от того факта, что перед нами сказка, попробовав убрать весь сказочный элемент и наивную мотивацию персонажей. Как-никак сказка пишется для детей, которым сложно понять хитросплетения большой политики.

Итак, в самом начале истории мы узнаем о появлении на свет главной героини, а также о смерти её матери.

Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла,
И к обедне умерла.

Уже только то, что царица помирает сразу после встречи с супругом, должно насторожить нас. Но, увы, слишком мало данных, которыми можно оперировать, поэтому пропускаем этот момент и переходим к следующему.

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.

Насчет грешности царя поэт, конечно, немного преувеличил. Правитель отвечает за свою страну, поэтому должен оставить после себя наследника, и вряд ли можно усмотреть что-то плохое в новом браке, заключенном для продолжения рода. А вот сведения о невесте довольно противоречивы. С одной стороны:

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;

Но только, прочитав дальнейшие описания её кокетства перед зеркалом в духе гламурной блондинки, начинаешь как-то сомневаться в наличии у дамочки хоть грамма интеллекта. Впрочем, позже выясняется, что ум у царицы все же есть. И на фоне этого возникает когнитивный диссонанс. Так кто же она: интриганка или тупоголовая, зацикленная на своих комплексах красавица? Если принять во внимание то, что в сказках обычно изрядно смещаются акценты, то можно склониться к версии, что все-таки перед нами умная, хитрая и жестокая женщина. До поры до времени она пользуется своим положением, пока ни наступает одно «но».

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

А теперь обратим внимание на ряд фактов, опущенных поэтом. Как мы понимаем из этого отрывка, царевна достигла брачного возраста, а это значит, что с момента второй свадьбы её отца минуло уже лет двенадцать-пятнадцать. Вот только про других царских детей, в частности про наследника, ничего не сказано, а это означает, что новая жена оказалась бесплодной. Не быть ей матерью будущего правителя. И надо заметить, царь уже нашел другой выход из ситуации, в которой супруга не способна родить.

Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.

Вот только городами и землями просто так не разбрасываются. Скорей всего, после заключения брака Елисей назначается царским наместником над целой областью. Хороший свадебный подарок, а заодно и обучение для будущего царя. Но во что это выльется для нынешней царицы? Разумеется, приведет к потере власти, которую она, судя по всему, уже успела заграбастать. Как мы помним, впоследствии, когда царь впадает в депрессию, поиски пропавшей царевны ведет именно Елисей. К сожалению, в произведении не раскрывается законодательство страны, в частности закон о престолонаследии. Но поскольку в истории хватает примеров женщин на троне, в нашем случае мы можем пренебречь «салической правдой». Кстати, косвенным подтверждением теории борьбы за власть может служить и тот факт, что буйства царицы начались именно после сватовства, не раньше и не позже.

Так что о какой зависти к красоте здесь может идти речь? Оставьте подобные мысли для старшеклассниц в преддверии выпускных балов. Да и ни кажется вам, что технически проще изуродовать надоедливую конкурентку, чем организовывать сложные мероприятия по её устранению? Для женщины, страдающей от факта, что она номер два по физическим характеристикам, такой вариант даже предпочтительней, ведь появится возможность позлорадствовать над той, которую сбросила с вершины. А вместо этого мы читаем следующее:

Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Мне одному кажется, что в этом абзаце кое-что не так? Давайте, я даже поясню, что именно. Представьте себе: «чиста-канкретный» предприниматель Вован вызывает свою секретаршу и говорит ей примерно следующее:

- Слушай, тут надо моего конкурента Толяна пришить, так что ты иди, возьми пушку в сейфе и до завтра избавься от него. И да, постарайся, чтобы все выглядело чики-пуки, как несчастный случай.
Думаю, любой нормальный человек, услышав такие слова, покрутит пальцем у виска. Мужик совсем головой стукнулся, раз поручает столь мокрое и сложное дело какой-то девице! Правда, если потом выяснится, что девица эта служила в спецчастях, прошла дюжину горячих точек и имеет на своем счету пару сотен устраненных личностей, приказ сразу перестает казаться странным.

Отсюда следует, что для Чернавки задание царицы совсем не обременительно. Действительно, что проще ликвидации одного из самых важных лиц в государстве, да еще с инсценировкой несчастного случая? Подчеркну, что мачеха приказывает именно инсценировать смерть царевны, а не, скажем, зарезать или отравить её, а затем оставить на корм хищникам. Кто знает, что лекари, изучающие трупы, смогут там потом обнаружить. А так - никаких явных доказательств причастности царицы. Получается, нет тут садизма, только заурядный политический прагматизм.

Киллерша тем временем приступает к выполнению задания. Опять же многое остается за кадром, но, судя по всему, она вошла в доверие к будущей жертве (а вы пойдете с первой попавшейся незнакомкой далеко в лес?), вывела её на прогулку, разлучив с охраной (да-да, царская дочь должна иметь хотя бы пару телохранителей, иначе это не государство, а страна непуганых идиотов), после чего сумела затащить в суровую глухомань, где…

Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась: «Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, бог с тобой».
А сама пришла домой.

Итак, почему же после долгой подготовки Чернавка вдруг неожиданно сохраняет жизнь своей жертве? Скажете, любовь? Но выше мы уже выяснили, что на дело послали опытную наемную убийцу, а подобных людей с многолетним стажем работы практически нереально перекупить, а уж тем более переманить, давя на чувства. Только они сами могут все для себя решать. Так что же послужило мотивацией перехода Чернавки на сторону царевны? Ведь судя по тому, что её без проверки отправили на столь важное задание, она уже порядочное время была доверенным лицом царицы, и вдруг такой казус. Скорей всего, причина кроется в том, что наемница просто не видела на этой службе дальнейших перспектив. Наверняка она знала слишком много тайн, которые лучше всего прятать в могиле, и, возможно, кое-что на это счет уже мелькало в разговорах с царицей. В таком случае действительно стоит сделать ставку на хозяйскую оппонентку, от которой потом можно поиметь немало обещанных бонусов.

Думаю, не было никакой попытки убийства, а имел место лишь торг. Чернавка раскрыла все карты и объяснила молодой девушке дальнейшие ходы, а та приняла эту игру. Возможно, киллерша показала царевне и дорогу из леса, а зачем же бросать своего будущего хозяина прямо посреди чащи, где помереть можно? И опять же уровень доверия царицы к ответственному лицу, а также профессионализм последней можно проследить из описания доклада о сделанной работе.

«Что? - сказала ей царица, -
Где красавица девица?»
- Там, в лесу, стоит одна, -
Отвечает ей она. -
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.

С одной стороны полная вера на слово, без особых доказательств. С другой - весьма флегматичный, но уверенный отчет: мол, выжить шансы нулевые, сделано всё, чтоб царевны не стало. То есть задницу себе наемница надежно прикрыла: если вдруг жертва выживет, я не виновата, это высшие силы вмешались. Кстати, думаю, потом Чернавку ещё раз отправляли в лес, чтобы замести следы. Все-таки одно дело просто съеденная девушка, а другое связанная съеденная девушка.

Дальше наша царевна приходит к семи богатырям. Любители шуточек на эротическую тематику, особенно касаемо житья девицы с семью мужиками, сейчас лучше помолчите. Для начала мы разберемся, кто такие богатыри.

Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.

Перед нами веселая армейская команда, занимающаяся охраной границ и, возможно, даже проводящая рейды на вражескую территорию (судя по описаниям скорее локальные операции, нежели полноценные боевые действия). В общем, девушка попадает в пограничный гарнизон к верным ей войскам. Это уже куда лучше. Отсюда можно строить планы против своей коварной мачехи, благо та считает свою падчерицу мертвой.

Правда, пребывание девушки в гарнизоне Пушкин показал без подробностей, поэтому остается только гадать, какие там строились планы. Возможно, конечно, царевна действительно соответствовала описанным характеристикам, отличаясь кротким нравом. Но тут возникают сомнения, поскольку подобная тихоня вряд ли сумеет переманить на свою сторону профессионального киллера.
Так же хочется отметить две вещи, мало связанные с общим сюжетом, но все же довольно интересные. Во-первых, момент знакомства девушки с богатырями.

Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.

Не знаю, кому как, но мне эти слова показались специальным паролем, подтверждающим, что здесь свои. А вот следующий эпизод будет интересен как раз любителям похабщины. Богатыри откровенно пристают к героине.

Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.

Судя по дальнейшему, команда прекрасно знала, с кем имеет дело. Так что же это, как ни попытка набиться в фавориты к будущей царице? Впрочем, после упоминания имени Елисея, все домогательства прекращаются. Не правда ли интересно? Кстати, а как там поживает наш прекрасный королевич? Пока папаша царевны пребывает в депрессии, жених развивает бурную деятельность по организации поисковых мероприятий.

Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.

Перед нами человек действия, четко ставящий перед собой задачу и знающий, как добиться поставленной цели. Причем ищет он не наобум. Вспомним знаменитые диалоги.

«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».

Разговоры с Ветром и Месяцем, думаю, можно и не приводить. Если выбросить магически-сказочную чепуху, то все становится ясным как день. Елисей беседует с осведомителями, скрывающимися под столь неприметными кличками, и при этом уже с третьей попытки докапывается до истины. Впечатляет, да?

Ну а теперь вновь возвращаемся к мачехе, которая уже раскрыла заговор против себя, обнаружив местонахождение якобы мертвой конкурентки. Это свидетельствует о том, что царица неплохо могла добывать информацию из разных источников, и это её умение, скорей всего, и послужило основой для появления у народа легенды о волшебном зеркале. Впрочем, у мачехи и в самом деле мог быть особый артефакт для дальней связи. После обнаружения невыполнения приказа, следует незамедлительный допрос неудавшегося киллера.

И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? и в чем!..»
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

Как видим, допрос прошел успешно, но вот дальнейшие события непонятны. Кто же всё-таки отправился совершать вторую попытку устранения царевны? Официально считается, что сама царица, но в таком случае её мастерство должно достигать невероятных высот. Тут и с ядом надо поработать, и замаскироваться так, чтобы близкий человек в упор не признал, и информацию опять же собрать, когда жертва наиболее уязвима и как обойти сторожевую систему.

Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги - и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. «Что за чудо?
Видно, выспался он худо, -
Ей царевна говорит: -
На ж, лови!» - и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала:
«Благодарствую, - сказала. -
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит...
Пес как прыгнет, завизжит...

На лицо проведение диверсии с преодолением всех уровней охраны. Интересно, в какой академии ниндзя обучают особ царской крови? Правда, если повнимательней перечитать предыдущий отрывок, выясняется, что на дело, похоже, вновь отправлена Чернавка, которой дали второй шанс. В таком случае сомнений в уровне её подготовки нет. Кроме того, в следующем эпизоде имеются косвенные доказательства, что мачеха не участвовала в покушении.

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее».

На этот раз киллерша сработала умело, осознавая, что раз царевна провалилась, то связывать с ней надежды больше не стоит… Или напротив, стоит? Как-никак падчерица не умерла, а лишь впала в кому. Может в яд внесли специальные добавки, чтобы лишь инсценировать смерть?

И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.

А дальше богатыри демонстрируют, что им не чужда и практика криогенного замораживания.

Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили - и толпой
Понесли в пустую гору,

Похоже, это все, что они смогли сделать, искренне считая, что спасения нет, но тут, как ни странно, на сцене вновь появляется Елисей. И вот он, судя по всему, знает, как оживлять после подобного отравления.

Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг

Казалось бы, как просто: долбанул со всей дури - и свершилось чудо! Факта введения антидота (и, надо признать, весьма мощного) никто даже не заметил. Ну а дальше следует классический триумф. Царевна возвращается со своим женихом, народ радуется, безопасность обеспечена на высшем уровне, а мачеха сидит в ужасе, потому как узнает, что жить ей осталось всего ничего.

Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.

Как прекрасно звучит: умерла от тоски. Это из той же оперы, что Петра Третьего никто не душил, он от колик скончался, а Павла Первого никто не бил табакеркой в висок, пытаясь упредить внезапный инсульт. Как мы видим, Елисей скор на расправу. Впрочем, в этом эпизоде он не упомянут, так что кроткая девушка на поверку могла оказаться и не такой уж кроткой. О царе здесь тоже ни слова, похоже, его депрессия затянулась настолько, что требуется врачебное вмешательство. Впрочем, всем на это пофиг, ведь у государства уже практически появился новый правитель. Ну а потом классический хэппи-енд со свадьбой.

На этом, думаю, обзор можно прекратить. Кто-то найдет в нем интересные мысли, а кто-то - лишь глумление над классикой. Что же касается меня, я считаю это произведение невероятно многогранным, ведь одного взгляда на него под иным углом достаточно для превращения детской сказки в политический триллер. Что могу сказать, Пушкин - Мастер.

обзор, сказка, юмор

Previous post Next post
Up