Фразы, которые опасно говорить детям
Что мы говорим Что слышит ребёнок Возможные последствия сказанного Ты плохой мальчик/девочка. Я плохой/плохая, я никому не нужен/не нужна. Страх, ребёнок поверит и начнёт оценивать себя так же. Ты вредный (грязный, глупый...). Я всегда вредный (я грязнуля, я глупая...), я никому не нужен такой. Внушают, что он такой. Заниженная самооценка. Искренне поверит, что он глуп, и станет такими. Вот придёт милиционер, он тебя....
..........собачка укусит. Что придёт на самом деле и такое (!) устроит... Запугивание, которое формирует фобию. Ну и оставайся один, я пошла..... Мне всё равно, что с тобой будет. Страх, ощущение, что его лишают поддержки, брошенность. Не трогай, сломаешь (разобьёшь, порвёшь...). Я неуклюжий, я неловкий, я неумеха....я плохой. Меня не любят. Программирование на неудачу. Ты бестолковый, как твой отец. Мы оба плохие, но я хуже. Ребёнок переживает за себя и за родителя. Воспитательница эта просто... (далее следует негативный комментарий). Её можно не слушаться. Она делает неправильно. У ребёнка возникнут проблемы с воспитательницей и с другими взрослыми. Что ты пристал со своими играми. Мне с тобой неинтересно. Родители не интересуются им. Почему он должен слушаться людей, которым на него наплевать. Ваня щёлкает задачки как орешки, а ты..... Он умный, я дурак. Нездоровое соперничество, зависть. Как тебе не стыдно.... Ты меня не любишь, и я тебя любить не буду. Появляется чувство вины, комплекс вечно виноватого. И это что, твои друзья?! Как можно с ними.... Я не уважаю твой выбор. Со временем отчуждается и заводит свои секреты. Разве можно любить такую музыку, группу? У тебя дурной вкус. Ребёнок перестаёт делиться, теряет доверие. Дай, я сама, у тебя не так получится. Я ничего не умею делать хорошо. Возникает неверие в свои силы. Как ты мог опять так поступить?! Тебя не за что любить. Ребёнок теряет веру в то, что достоин любви.