В эти дни в Киеве в Мистецком Арсенале проходит выставка украинской художницы Катерины Белокур. Я много слышала об этой удивительной женщине и давно хотела взять с собой Олю и сходить-посмотреть картины. Недаром же она целый год упрашивала меня отдать ее в художественную школу!
При этом меня совершенно не смутил тот факт, что Илюшу тоже придется взять с собой. Ничего страшного, думала я, надо же и ребенку с ранних лет прививать любовь к прекрасному!
Таким образом, мои ожидания посещения выставки выглядели примерно так:
Реальность
Известие о поездке на выставку Оля выслушала без энтузиазма: "Давай лучше поедем на речку купаться". И хотя, в конце концов, она согласилась поехать, но периодически про речку напоминала. Илюшу уговаривать не пришлось, он обычно соглашается на все, лишь бы куда-нибудь поехать. А найти себе развлечение для него вообще не вопрос в любом месте.
Итак, собрались мы всей семьей на выставку, взяли с собой мою коллегу. Купили билеты и зашли на территорию Арсенала - обитель высокой культуры. Еще на входе меня посетило дурное предчувствие. Особенно когда я увидела на территории Арсенала большой фонтан. "Ну, фонтан будет буфером между выставкой и речкой, тем лучше," - успокоила я себя.
Пока мы рассматривали инсталляции во дворе (Оля познакомилась с новым для нее словом), дети залезли в фонтан помочить в нем ноги. Пришлось напомнить Оле о выставке, как о главной цели нашего приезда. С тяжелым вздохом Оля вытащила ноги из фонтана и с обреченным видом пошла в зал. Илья просто уперся всеми своими четырьмя копытами и пришлось его оставить в фонтане под присмотром Дениса.
В зале, несмотря на наши восторженные возгласы "Ах, как красиво!" или "Посмотри, это чудесно!", Оля бродила от картины к картине с унылым видом. Однако после второго или третьего натюрморта она оживилась и бодрым голосом сообщила: "Мама, я хочу есть!" Ни на что другое натюрморты ее не вдохновили. Отправила ее к папе во двор, чтобы не мешала своим низменным пищевым инстинктом созерцать прекрасное.
После выставки мы сидели в кафе и наблюдали за детьми, а Денис пошел смотреть картины. В это время Илья не только омочил ноги в фонтане, но и погрузился в него по пояс. Однако это были еще цветочки. На горизонте появилась маленькая девочка, с которой они начали бегать вокруг фонтана. Потом Илюша решил произвести на нее еще большее впечатление, причем довольно своеобразным способом. Он устроил живую инсталляцию "Писающий мальчик", а проще говоря, залез на фонтан, снял трусы и начал в него "инсталлировать", при этом заглядывая в ее сторону, улыбаясь и радостно махая ручкой.
Как обычно, очередная его выходка привела меня в полное замешательство: и смешно, и стыдно. Сняла с фонтана, еле сдерживаясь, чтобы не порвать его на кусочки, строго отчитала. Ко всему прочему, пока я тащила его за руку от фонтана, он кричал истошным голосом на весь Арсенал: "Мама, только ты меня не бей!" Почувствовала себя матерью-садисткой.
Настроение было испорчено.
Илья в фонтане за три минуты до инсталляции:
Тут и Оля вдруг вспомнила, что хочет в туалет. "Сходи в фонтан," - безучастно ответила я.
Денис вернулся с выставки довольно быстро. "Все так, как я себе и представлял. Темное смутное время," - коротко подвел итог он.
Вот так обитель высокой культуры, цитадель всеукраинского и международного значения была поругана маленьким хулиганящим трехлетним мальчиком.
А как же выставка? Выставка была прекрасна, скажу я вам. Художница - настоящий самородок, талант, который только по воле тяжелой украинской судьбы не приобрел при жизни всемирную известность. Ее картины обязательно нужно увидеть. Поэтому сходите на выставку, вы не пожалеете! Только перед этим хорошенько подумайте, стоит ли на нее брать детей.