Закончился наш фестиваль и я как всегда подпрыгиваю от восторга, как ребенок с воздушным шариком. Радости нет конца, благодарности нет предела.
Спасибо организаторам и всем участникам лагеря вместе и каждому в отдельности.
Очень хочеся поблагодарить, снять шляпу и рассыпаться в восторгах.
Вот этим я сейчас и займусь.
Каждое посещение ивентов моего любимого "швиль хамишпаха" , оставляет след во мне, в моей семье, в моих детях. Происходит какой то, маленький, казалось бы, поворот но именно он может стать судьбоносным. Громкое и помпезное слово. Согласна. Хорошо, пусть будет не “судбоносным”. Пусть просто “заставит пойти по новой дороге”. Согласитесь, это само по себе очень ценно. Кому интересно, с удовольствием расскажу.
Итак, Лере, Оле, Наташе, Тане и иже с ними, посвящается.
О Фестивале, уважении и капитане Очевидность
Вы когда нибудь видели 230 человек дружелюбно настроеных, веселых людей ? Нет, не целый самолет радостных идиотов направлящихся болеть за "наших" на Евровиденье.
Это совсем другое. 230 умных, интелигентных, "правильных" людей, собравшихся в одно и то же время в одной и той же точке что бы "подружить". И у них это здорово получается. Именно "дружить". Подхватить на руки незнакомого упавшеге ребенка. Принести к костру мешечек ( величиной с наволочку ) печенюшек, поиграть в мафию, в шляпу,в контакт. Представили себе ? Потекли слюнки ? Тогда вам к нам. После первого же фестиваля, будете зачеркивать крестиками дни в календаре. Вместе с детьми. Обещаю.
История первая, про уважение.
На фестивале, в отличии от семейного лагеря, не было детского отбоя и должна вам сказать, что дети, ну совсем, ну ни капельки не расстроились. И вот сейчас самое время погоровить об уважении. “Ну конечно,” - скажете вы, - “подростки бренчали на гитате пол ночи и спать ни кому не давали. О каком тут уважении может идти речь?” Нет, нет, я не про это. Мы сами бренчали на гитаре пол ночи не хуже подростков. Тут дело совсем в другом.
“Уважайте своих детей!” - учат нас умные книги. “Прислушивайтесь к их мнению!” - сообщают статьи в сети. “Давайте им право выбора!” - поучают професора от образования. И мы конечно же, уважаем, прислушиваемся, даем. Ведь мы же желаем для наших детей самого лучшего.
Именно поэтому, я по утрам, одной рукой взбивая яйца, второй - крася ресницы, третей - собирая кофточку в рюкзачек, четвертой…. - ну вобщем вы поняли. Так вот, именно поэтому я о-бя-за-те-ль-но (!) интересуюсь у старшего ребенка, что она будет есть на завтрак? Омлет или омлет? Все, уважила. Покормила. Умчалась на работу.
И не говорите мне, что у вас это не так. Не поверю.
А теперь вернемся к фестивалю. Замечательная игра " Метод спорных утверждений" проведенная Ильей Лифшицем ( отдельное спасибо !) . Предлогается спорное утверждение, и каждый волен занять один из четыхех углов циновки. “Согласен”, “Не согласен”,” Согласен, но с оговорками”, “Нет достаточно информации”. Каждая группа должна обьяснить свой выбор. После обьяснений можно "переметнуться", но тогда надо аргументировать это решение. Напоминаю, отбоя в лагере нет. И вот мы с удивлением обнаруживаем в своих рядах подростков и даже детей старшего возраста. Вчерашняя, сильно повзрослвшая, ребятня. Как то незаметно, переставшая быть малышней. Они. Хотят. Быть. Услышанными! Нет, это конечно, не происходит “вдруг”. В жизни вообще ни чего “вдруг” не происходит. В начале, они только наблюдают. Смотрят как общаемся мы. Понимают, что в этом кругу, любое мнение имеет право на существование. Видят группы, придерживающиеся диаметрально противоположного мнения, способные на конструктивный диалог. Обмен идеями имеет место быть. Аргументов огромное колличество, и что особенно ценно, ни один из них не лежит в плоскости “сам дурак”. И вот теперь, они готовы попытаться сформулировать свои мысли и донести их до нас. И уже не важно, правильные они, эти мысли, или нет. Важно что с нами хотят ими поделиться. Ребята знают что их НЕ перебьют, что их с огромным уважением выслушают. И чем дальше мы играем, тем больше подростков начинает высказываться.
Мы уважаем их самих, мы уважаем их мнение. Их уважают и это совсем не то уважение, и совсем не тот выбор, который дается им за завтраком. И они это чувствуют. Совсем другой уровень. Еще не взрослого, но уже и не младенца. Это то, что потом, много лет спустя, будет определять их, как личность. Умение выражать, формулировать, настаивать, уважать оппонента и требовать уважения к себе.
Да, конечно, это был всего лишь маленький шаг.
Но, даже “путь в тысячу ли, начинается в первого шага.”
Важность первого шага, невозможно переотценить.
Еденственное, что остается к добавить, лишь еще раз поблагодарить фестиваль.
История вторая, как и было заявлено выше, о Капитане Очевидность.
“Разговаривайте со своими детьми. Слушайте их. Внимательно.”
Так точно, Кеп. Разговариваем. Слушаем. Внимательно.
"Мама, я не забыла, ишур ей отдала,на уроке было скучно, а на перемене я увидела нее в кальмаре таааакую ручку. Розовую. С ластиком!"
Автоматически решаю поставленную задачку. Благо, с ивритом проблем нет, так что "кальмар и ишур" камнем преткновения не являются. Все остальное понятно из контекста.
Первая, “она”, это стало быть, учительница, и можно не волноваться, что мой ребенок не попадет на экскурсию. Вторая “она”, это конечно, подружка. И нам позарез нужна розовая ручка, и что бы непременно с ластиком. Иначе нет в жизни счастья. Все. Информацию получила. Услышала. Переварила. Побежала дальше. ( Не забыть бы купить ручку ).
Фестиваль. Кармель. Замечательная Женя Фрид ( еще одно спасибо ! ) ”Экзамены, на атестат зрелости, проверяют знания. Психометрический экзамен, проверяет потенциал. Невозможно развить потенциал за три месяца. Можно только немного увеличить отметку. В среднем, на 50 баллов. А вот потенциал можно и нужно развивать уже сейчас. Математические примеры, это всего лишь небольшая часть экзамена, кроме этого, есть еще логическое мышление, сложные слова, аналогии и антиподы, сочинение. В сочинении нет правильного или неправильного ответа. В сочинении важно, четко стройно и последовательно выражать свою мысль.”
Вот в этом месте у меня в голове прокручивается кинопленка "Мама, я не забыла, ишур ей отдала,на уроке было скучно, а на перемене я увидела нее в кальмаре таааакую ручку. Розовую. С ластиком!" Н-да...со стройностью и последовательностью у нас не очень. Скажем прямо. Да и в формулировках мы не сильны.
И вот, уже по дороге домой, мы придумали замечательную игру. Я высказываю спорное ( или не очень ) утверждение, а дети выражают свое мнение по этому поводу.
Это дает мне возможность ненавязчиво узнать что думают мои дети, на разные волнующие меня темы, а им, в свою очередь, научиться высказываться и выстраивать аргументацию.
Как говорят американцы : win win situation. Если бы не фестиваль, для меня бы, вероятнее всего, постулаты "Разговаривайте со своими детьми. Слушайте их. Внимательно." так бы и остались данью Капитану Очевидность.
Так что и еще раз, поблагодарить фестиваль, будет не лишним.
Лера, Наташа, Оля, Таня, все помощники и организаторы - спасибо за то что вы есть.
Я уверенна, что ваши ивенты привнесли в каждую семью что то новое. И это новое, обязательно положительное и светлое как и сам фестиваль.
Вы творите, вы созидаете, и, да,да,да, вы меняете жизнь людей. К лучшему!