Восполняю то, что прочитала во время болезни и что показалось важным для моего духовного взросления. (Может, кому-то из прочитавших это тоже поможет духовно возрастать)))
2 декабря - память Соловецкого новомученика Леонида Салькова (1886-1938). Он из многодетной купеческой семье, имевшей собственный дом в Симферополе (отец владел соляными промыслами). Закончив физико-математический факультет МГУ и в это время сблизившись со старцем Зосимовой пустыни преподобным Алексеем (Соловьевым) (1846-1928). Призванный в армию, участвовал в I Мировой войне, вышел в отставку в чине поручика и поселился в Одессе (1917). Уже тогда он становится духовным сыном одесского праведника прот. Ионы Атаманского (1855-1924). По его совету, жил в Благовещенском монастыре в Крыму - значит, включался в призыв Крымского правительства к всенародному покаянию. Оно было объявлено там с 25 по 27 сентября 1920 года (на 3 дня!) и продолжило призыв к покаянию 1918 года патриарха Тихона (Беллавина) (1865-1925). Одним из его авторов стал священник Сергий Булгаков (1871-1944), известный богослов и будущий декан парижского Свято-Сергиевского института. В покаянном тексте этого обращения особо выделялись 4 покаянных мысли: богоотступничество (дух мятежного своеволия и бунта), братоненавистничество, дух разделения и раскола и служение мамоне. Во всех храмах Таврической епархии проходили богослужения, с таинством исповеди и покаяния. И покаянное чувство, действительно, охватило большую часть населения Крыма. Меньшей (особенно офицерам) - это казалось неуместным, поскольку важнее всего для них было исполнение воинского долга. Об этом писал в своих воспоминаниях архиепископ Вениамин (Федченков), возглавлявший тогда военное духовенство армии Врангеля.
Когда в Крым пришли красные, он какое-то время находился под домашним арестом, затем вернулся в Одессу.
Ужасы, начавшиеся в России после 1917 года, побудили его к изменению жизни, и после этих 3-х крымских дней призыв к покаянию станет основным делом любви странника Леонида!
Его благословил на подвиг странничества Алексий (Шушания), старец Теклаусского монастыря (1852-1923). Будущий святой раздал свое имущество и, в странничестве, сразу же обошел монастыри Грузии, Крыма, Кубани, добрался потом и до Константинополя. Вернувшись в Крым, поселился в Херсонесском монастыре, отказавшись от мобилизации в Белую армию. Затем жил в абхазских монастырях или в домах благочестивых крестьян, помогая им по хозяйству. Ходил и по городам, призывая людей к покаянию за то, что отступили от Бога. По свидетельству одного из современников, его слова производили сильнейшее впечатление, вызывая у слушавших слезы. Известны случаи его молитвенной помощи и - в каких-то ситуациях - изгнания бесов. Предсказывал святой и будущую Великую Отечественную войну...
В 1927 году его арестовали за «шпионаж в пользу «контрреволюционного духовенства», как было написано в протоколе, приговорили к 3 годам ИТЛ (Исправительно-Трудовых Лагерей). Отбывал срок на Соловках, затем ссылался в Вологодскую область, а выйдя на свободу, посещал Крым и Одессу.
В 1935 году его арестовали вновь - уже как «организатора контрреволюционной группировки с целью борьбы с советской властью». На допросе мученик говорил, что христиане не могут доверять советской власти, так как «все мероприятия ее, как продукт человеческого ума, рухнут». И на эту власть он не будет работать, ибо та «творит волю сатаны». Из его высказываний, записанных в протокол: «По моему убеждению, советская власть послана Богом в наказание человечеству, поэтому я, как и всякий христианин, не должен радоваться существованию советской власти, а наоборот, это является скорбью. Советская власть существовать не будет». Странник был против компромиссной политики митрополита Сергия (Страгородского), считая такое соглашательство предательством и говорил о торжестве Церкви, которое произойдет в свое время.
Последний раз его арестовали и приговорили к 5 годам ИТЛ. Этот срок он отбывал в Одессе и в Карлаге (Казахстан). Там его обвинили в контрреволюционной деятельности, в распространении молитв, в разговорах о скором падении большевистской власти и предложили сотрудничество с НКВД в обмен на свободу. Святой ответил: «Я не подлец и не предатель, и кровью других людей свободу себе не покупаю».
7 марта 1938 г. мученик Леонид был расстрелян. Его память отмечается в день его расстрела и 2 декабря.