Оригинал взят у
jurashz в
Век конвейера Ровно век назад, в январе 1914 года, Генри Форд сообщил прессе о первых результатах перехода производства на передовую технологию движущегося сборочного конвейера.
А результаты были удивительные. Если ранее стоимость автомобиля Ford T составляла $850 (сейчас это примерно 16 500€ ), то конвейер позволил снизить цену до $ 370 (≈ € 7200). Что, впрочем, неудивительно - ведь только затраты рабочего времени на сборку одного автомобиля сократились с 12 часов до примерно 90 минут. Для примера - в те годы другие автомобили в Америке стоили от 1500 до 2500 долларов, а роскошные лимузины - и того дороже.
Кроме впечатляющего снижения стоимости автомобилей, конвейер позволил Форду ровно сто лет назад сделать еще одно громкое заявление. Генри Форд обьявил, что его работники в 1914 году будут получать невиданную по тем временам зарплату - 5 $ в день. Это означало не только увеличение зарплаты более чем в два раза (в 1913 году зарплата была $ 2,34 в день), но и то, что теперь работник вполне мог купить себе тот же Ford T.
Неудивительно, что уже в 1915 году был выпущен миллион автомобилей Ford T, а к 1921 году каждый второй автомобиль в мире был выпущен корпорацией Форда. К моменту же снятия с производства модели Т с конвейеров фордовских заводов каждые 10 секунд (!) сходила новая машина.
Конечно, не следует думать, что Генри Форд был филантропом или бессребренником. Снижение стоимости продукции и повышение зарплат не прошло даром для рабочих. Нагрузка, темп работы и предъявляемые требования возросли в несколько раз. Монотонные, строго хронометрированные операции по «закручиванию гаек» доводили рабочих до полного изнеможения, сводили с ума. «Фордовские покойники» - так называли рабочих его заводов за соответствующий вид, а сам конвейер репортеры окрестили «бесчеловечной потовыжималкой». Именно на конвейер Форда намекал в своем знаменитом фильме «Новые времена» Чарли Чаплин:
Click to view
Конвейер, как и любое другое новшество, не стал панацеей и решением всех проблем. Но бесспорно - нововведение Форда, ровно век назад заработавшее в полную силу, во многом создало автомобильный мир таким, каким мы его знаем сегодня.
Источник