Оригинал взят у
ingeneriys в
Святогорск Святогорск - город районного значения в Донецкой области Украины, подчинён Славянскому городскому совету города Славянска. Расположен на реке Северский Донец, возле границы трёх областей - Донецкой, Харьковской и Луганской вблизи железнодорожной станции Святогорск. Является самым северным городом Донецкой области. Входит в Краматорскую агломерацию.
Поселение основано в XVI веке казаками и беглыми крестьянами с территорий современных Центральной России и Правобережной Украины. Позднее здесь построен монастырь на правом высоком берегу Донца. Первое упоминание о нём относится к 1624 году, когда духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй. В 1679 году монастырь захвачен и разграблен крымскими татарами.
Впоследствии восстановлен и во второй половине XVIII века утратил оборонное значение, став крупным феодалом. В 80-х годов XVIII века в его владении находились 27 000 десятин земли, около 2000 крепостных крестьян. В 1788 году царское правительство закрыло Святогорскую обитель, её имущество и угодья перешли в казну. Спустя некоторое время эти места стали собственностью Григория Потёмкина и его наследников. На одной из меловых гор на правом берегу Северского Донца граф построил дворец, на берегу озера в пойме реки - купальни для гостей. Отсюда происходит название озера и селения на его берегу - Банное.
В 1844 году Святогорский монастырь восстановлен указом Николая I. В конце XIX века граф Рибопьер завёл в Банном конный, скипидарный и лесопильный заводы.
Место необыкновенно красивое и оригинальное: монастырь на берегу реки Донца, у подножия громадной белой скалы, на которой, теснясь и нависая друг над другом, громоздятся садики, дубы и вековые сосны. Кажется, что деревьям тесно на скале и что какая-то сила выпирает их вверх и вверх… Сосны буквально висят в воздухе и того и гляди свалятся. Кукушки и соловьи не умолкают ни днем ни ночью… При мне, ввиду Николиного дня, стеклось около 15 000 богомольцев, из коих 8/9 старухи. Еда монастырская даровая для всех 15 000: щи с сушеными пескарями и кулеш. То и другое, равно как и ржаной хлеб, вкусно. Звон замечательный. певчие плохи. Участвовал в крестном ходе на лодках. А.П.Чехов
Красивые оградительные столбики:
Святогорская Успенская лавра (Свято-Успенская Святогорская Лавра) - православный монастырь Украинской Православной Церкви:
Памятник Артёму установленный на Лысой горе, на правом берегу реки Северский Донец, на территории Святогорского государственного историко-архитектурного заповедника:
Архитектурный ансамбль Успенского мужского монастыря, который в 2004 году получил статус Лавры:
Пройдем по мосту и видим, что и этот мост не обошла традиция вешать замочки:
Мост через Северский Донец:
Начнем подъем к памятнику Артема и к заповеднику:
Подъем на лысую гору одновременно интересен и немного дискомфортен, особенно в жаркую пору.
По пути встречаются вот такие деревья:
Повсюду мел. Меловые горы, меловые пещеры. Можно залезть вовнутрь:
Мел:
Все неспешной ходьбой наслаждаются природой и чистым воздухом:
Дерево желаний. Это остатки дохристианского и домусульманского культа Богини-Матери. Ленточки привязывают паломники - в надежде на исполнение самых сокровенных желаний. Таким образом отмечают святые места:
Артем огромен, не пройдено еще и половина пути, а его размеры можно сравнить с копошащими людьми около основания памятника:
Вот из такого известняка состоят практически все горы Святогорска:
Кому лень наматывать круги по дороге, идут по прямой в гору:
Дуб Камышева. После подъема по терренкуру санатория «Святые Горы» расположен необычный памятник - барельеф воина, вырезанный в стволе обгоревшего дерева. Это легендарный дуб Камышева. В двух словах, Камышев, будучи артиллеристом, попросил направить огонь на себя, тем самым уничтожив много врагов. Снаряд попал в это дерево, на котором и сидел Камышев.
Здесь, у дуба Камышева, находится развилка дорог. Направо уходит путь к горе Фавор и Николаевской церкви. Прямо - к строящемуся Всехсвятскому скиту. Налево - к памятнику Артему и мемориалу героям войны.
К юго востоку от Святогорской лавры располагается удивительный по своей красоте деревянный скит Всех Святых, привлекающий внимание паломников, туристов и гостей обители. Пожалуй это - самое необычное сооружение Святогорья. Скит необыкновенно красив и даже неожидан для этих мест. Храмы его собраны местными плотниками из массивных сосновых бревен и украшены резьбой в традициях древнего русского деревянного зодчества 16-17 веков. А рядом, словно сказочные терема деревянные кельиСкит обнесен деревянным частоколом с тесовыми воротами и угловыми башнями, напоминающими о былинных временах.
Золотые деревянные купола:
В настоящее время Всехсвятский скит представляет собой хозяйственное подворье Святогорской лавры: братия выращивает картофель, зерновые, кормовые травы для скотоводства, растения-медоносы, свеклу, тыкву. Вокруг скита разбит плодовый сад на 600 корней, внизу расположен монастырский огород.
В современном понимании слово "скит" означает небольшое жилище для монахов, находящееся в отдалении от основного монастыря. Жизнь в скитах гораздо строже, чем в монастырях, что выражается в большем келейном правиле, более продолжительных службах и совершенной уединенности от мира.
Поэтому в Святогорский скит Всех святых доступ ограничен. Открыт скит для паломников лишь дважды в году в престольные праздники скита - день Вселенских святых(первое воскресенье после Пятидесятницы) и день Всех святых, в земле русской просиявших (второе воскресенье после Пятидесятницы). Здесь проходит торжественное богослужение, по окончании Литургии совершается крестный ход и для богомольцев поставляется трапеза.
Красивый и мощный забор:
Заглянем во внутрь, что там скрывается, за забором:
Все чисто и ухоженно:
Ягодки:
Вот так выглядит двор через щель в воротах:
Это - Всехсвятский скит, или правильнее - Скит Всех Святых Земли Русской:
Имеется пасека на 70 ульев:
Скит, или по-иному "особножительство", является особой, более строгой, формой монашеской жизни, при которой иноки размещаются "особно" - в отдельных маленьких домиках. По древним установлениям, жилища в скиту должны были располагаться на расстоянии "метания камня", то есть метрах в 40 друг от друга. Церковные службы в скиту совершались только по воскресеньям, в отличие от ежедневных литургий в монастыре. В будни скитяне практически не покидали своих келий. Жизнь скита наиболее соответствовала идеалам древнего отшельничества.
Зрелище конечно необычное:
Вокруг вот такая природа:
Двигаемся дальше. В то место, на чем основано вообще вся суть Святогорского монастыря и тысяч паломников, которые съезжаются сюда. Двигаемся к могиле Иоанна Затворника:
Духовные подвиги святогорского иеросхимонаха Иоанна были известны всей России. Его житие издано отдельной книгой и неоднократно переиздавалось. Этого человека можно назвать первым святым земли Донецкой.
Иоанн Затворник совершал подвиг своего спасения в полном уединении - в затворе.
Иеросхимонах Иоанн (в миру - Иван Крюков) родился в Курске в 1795 г. в бедной семье. С детства ему пришлось испытать много несправедливости. Отданный учеником в изразцовую мастерскую Иван на протяжении семи лет был вынужден терпеть побои и издевательства хозяина. Через некоторое время после завершения ученичества он женился, открыл свое изразцовое заведение, а чуть позже - два постоялых двора и трактир. Но было у Ивана Крюкова призвание, он мечтал с ранних лет о монашеском служении. Исполнить свою мечту Иван смог только в зрелом возрасте, после смерти жены и родителей.
После этого Иоанникий решает принять великую схиму и уйти в затвор.
Великая схима, или образ ангельский, - высшая степень иноческого деяния, очень часто ее сравнивают со смертью при жизни. При постриге в нее монах дает обет полного отречения от мира и всего мирского. Образ ангельский - великая честь для монаха, но требования, которым должен соответствовать принимающий великую схиму, настолько жесткие, что выдержать пробу способны единицы. Прежде всего будущий схимонах обязан доказать братии, что им движет смирение, а не гордыня.
Трудно было одолеть Иоанникию в первое время ужас одиночества, особенно по ночам. Но он привык и затем перебрался в меловую скалу. Настоятель все еще отговаривал его. Стояли холода, печи там не было и устраивать ее не дозволялось, но монах не внял. Наконец, ему разрешили затвориться совсем. Ввели в меловую пещеру - и заперли на замок. В дверях было проделано малое оконце для передачи пищи и пития.
Холод стоял там, как в леднике. Узкая щель в наружу - тьмы не разгоняла. В щели только брезжил свет, не озарявший кельи. Гроб, а в гробу немного соломы - вот все, что дали с собой затворнику. Он удвоил вес вериг и, измаривая себя, делал в сутки по семисот поклонов земных, по сто поясных, молитв Иисусовых произносил по тысяче, столько же Богородичных. Так прошел целый год безвыходного пребывания в затворе, самый трудный год, потому что тело заточника еще только привыкало к сырости и холоду.
Утомленный ложился он в свой гроб - и вновь подымался от озноба. Сырость стояла такая, что одежда и белье более месяца не выдерживали, истлевали и распадались. Пробовали его испытывать - выводили на свет, приказывали остаться, но Иоанникий неизменно уходил назад. Так прошло еще шесть месяцев, по истечении которых его постригли в схиму и опять назвали Иоанном, разрешили приобщаться два раза в месяц, а в посты еженедельно». Семнадцать лет иеросхимонах Иоанн, вплоть до своей смерти в 1867 г., провел в затворе. Не так давно Иоанн Затворник был канонизирован, его мощи находятся в Успенском соборе, а могила - место паломничества.
А вокруг непроходимый лес:
Двигаемся дальше, заходим на территорию:
Выходим к мемориалу.
Здесь рассказано о героических военных действиях:
Монумент героям войны - это три большие мемориальные плиты с именами командиров 79-й гвардейской стрелковой дивизии:
Открывается вид на лавру и реку:
И на сам Святогорск:
А вот и сам памятник Артему. Колоссальный 1000 тонный 22 метровый памятник в стиле кубизма. Нелёгкая судьба выпала памятнику: ему пришлось пройти сквозь годы Великой Отечественной войны, быть в гуще сражения и выстоять.
Большая часть работ по установке памятника выполнялась вручную, на террасе монастыря из железобетона отливались части, которые на небольшом грузовичке поднимались на гору, и с помощью обычного автокрана устанавливались на место.
Церковь святых преподобных преподобных Антония и Феодосия. Прижавшийся к скале храм - это недавно восстановленный вход в подземную церковь Святых преподобных Антония и Феодосия - самый древний храм Лавры. Рядом с ним находится кладбище, где хоронили благотворителей обители и наиболее почитаемых духовников монастыря. Здесь расположена родовая усыпальница князей Голицыных и графов Иловайских.
Святогорский котик:
В лавре произошло два чуда, одно из них, это явление Божей Матери. В воспоминание об этом явлении, которое произошло полтора века назад перед Святогорской Лаврой установили белокаменный памятник Божией Матери «Игумений». Правой рукой Она благословляет всех входящих в обитель, а в левой Ее руке - жезл и свиток с надписью: «Сей жребий данный Мне от Сына Моего». На постаменте, в верхней его части, выгравировано: «Тя, Пресвятая Богородице, яко стену спасения имущи греш-нии спасаемся: не презри. Владычице, и не посрами наша моления».
Заходим на территорию монастыря. С левой стороны одна из гостиниц:
Башня монастырской ограды и казначейский корпус:
Трапезная монастыря:
Покровская Церковь Свято-Успенской Лавры.
Главный вход в лавру:
На против церкви расположена часовня на Северском Донце, там проводят обряды крещения:
Вот так и окунаются:
Николаевская церковь и Андреевская часовня. Это Верхний павильон паломников, или Андреевская часовня. Построена она была в середине 50-х гг. XIX в.
Николаевская церковь - символ Святогорья. Построена в XVII в. Ее отличает не только внешнее изящество. Техническое решение тоже обладает редкостной красотой: часть стен - это меловая скала.
Успенский собор. Главный храм Лавры. Православный храм ориентирован строго по сторонам света. Алтарь находится с восточной стороны, косая перекладина креста верхней своей стороной направлена на север.
Состоит храм из трёх частей, алтаря; средней части и притвора.
Это наиболее монументальное сооружение монастыря сочетает в себе элементы русского и византийского архитектурного стиля. Золотые купола Руси... Кто не слышал этого выражения! Но это не только поэтический образ. Не медью, не латунью, а именно золотом, и, притом, золотом самой высшей, 999, пробы покрывают купола. Для этого используют так называемое сусальное золото. И нет более красивого зрелища, чем золотые купола церквей, сияющие под солнцем!
Византийский храм завершается сверху куполом, русский - «луковицей». Причина заключается в том, что византийский купол не рассчитан на такие снежные зимы, какие бывают в России и Украине. Интересное зрелище. Сравните верхние и нижние кресты.
В старой кладке просматриваются...
И еще:
За храмом небольшой "зоопарк" служители выращивают и заботятся за вот такими птичками:
Необычная картинка:
Взглянем еще раз на гостиницу, башню монастырской ограды и монумент Богородицы:
И на весь комплекс сооружений:
Начало смеркаться, дымка поднимается над тихими водами Донца.
На этом все. И не забывайте никогда:
И как всегда видео: