Оригинал взят у
doctalovtyz в
К вопросу о коммунизмеК вопросу о коммунизме.
Имеет ли каждый из нас право получать деньги от государства просто так? Лучшие мировые умы разрабатывают идеологию нового устройства жизни:
каждый человек имеет право на гарантированный ежемесячный доход
8 000 000 000 пятицентовых монет - очень понятный сигнал парламенту: вы тоже так можете
Из поднятого кузова самосвала, въехавшего на площадь перед парламентом в Берне,
посыпались монеты.
Текли вниз и падали на асфальт восемь миллионов пятицентовых монет
- по одной на каждого жителя Швейцарии.
Так активисты, собиравшие подписи за проведение референдума
о введении гарантированного базового дохода для всех жителей страны,
праздновали успех.
Сбор подписей за проведение референдума о введении в Швейцарии
гарантированного дохода начался весной этого года, а к осени подписи были уже собраны
- 126 тысяч вместо положенных 100.
Была названа и цифра ежемесячной выплаты государства каждому гражданину:
2500 франков, или 2000 евро.
По швейцарским понятиям это не так уж много,
потому что бедностью в этой стране считается доход ниже 1800 евро.
Период, в течение которого страна могла бы перейти на принципиально иной способ жизни,
тоже определен: четыре года.
Но главное - не срок перехода и даже не сумма гарантированной выплаты,
а сам принцип жизни, вынесенный на референдум.
Несмотря на кризисы, мировое богатство растет.
Швейцария в 2011 году стала первой страной,
где богатство на душу населения превысило 500 тысяч долларов.
Австралия и Норвегия имеют 350 и 330 тысяч на человека,
Япония и США с 270 и 260 тысячами долларов стоят выше
Франции и Италии с их 200 тысячами долларов.
В условиях такого зашкаливающего, одуряющего,
немыслимого во всей предыдущей истории человечества богатства
сам собой должен был возникнуть вопрос о том,
как его использовать и что с ним делать.
Инвестировать в суперпроекты вроде освоения Марса?
Построить мосты над океанами?
Вложить в государственную медицину и образование?
Или просто закрыть глаза, глядя в приятном расслаблении,
как огромные деньги утекают в сторону десяти миллионов человек,
уже имеющих крупные состояния и правящих миром?
Но возможен и другой вариант развития человечества,
другая экономика и другое государство.
Элементарная мысль о том, что деньги из бюджета страны
надо ежемесячно выплачивать всем гражданам,
когда-то возникла в голове у революционера и философа Томаса Пейна;
с тех пор, триста лет подряд,
эта мысль искала свою политическую и социальную форму
и наконец нашла ее в швейцарском референдуме.
Но активисты, собравшие 126 тысяч подписей и взявшие кредит в одном банке,
чтобы получить в другом восемь миллионов пятицентовиков для своей акции на площади,
совсем не относятся к веселым фрикам,
съезжающим на велосипедах с крыш
и проповедующим субтропическую Европу в Гренландии.
За ними стоит международная сеть BIEN (Basic Income Earth Network),
в которую входят 17 национальных организаций из таких развитых стран,
как Австрия, Австралия, Голландия, Америка, Англия, Германия.
Руководство этой международной сетью состоит из профессоров
лучших мировых университетов, конгрессы проходят раз в два-три года;
следующий состоится летом 2014-го.
BIEN разрабатывает идеологию нового устройства жизни,
предполагающего, что каждый человек
имеет право на гарантированный ежемесячный доход.
Все это странно звучит для того, кто начитан в истории и знает жизнь.
Вся человеческая история есть рассказ о том,
как люди в поте лица своего добывали хлеб насущный,
как они страдали от голода и нищеты и мучились в рабстве,
которое с веками меняло форму, но не меняло суть.
Проклятие Адама, обреченного работать, красной нитью проходит через всю историю,
состоящую совсем не из героев в роскошных одеждах,
а из молчаливых голодных толп и бледных безымянных теней,
прикованных к станкам, тачкам, шахтам, скважинам, компьютерам
жестокой необходимостью работать, чтобы есть.
Не смена верхушечных политических формаций,
а именно эта глубинная, непрекращающаяся ни на день и ни на час
бесконечная каторга трудящегося человека составляют содержание и смысл истории.
Кто не работает, тот не ест.
Этот древний принцип часто трансформировался в истории:
«кто не член банды, тот не ест»,
или «кто не нужен на шахте, тот не ест»,
или «кто не ворует, тот не ест».
Так было веками и так оно обстоит во многих местах до сих пор.
Но в условиях огромного, пронизывающего весь социум,
переливающегося через край богатства такой принцип архаичен и нелеп.
Пожизненная работа за пайку уже не обосновывается
никакими экономическими аргументами.
Богатое - здоровое - общество может обеспечить человеку достойный уровень жизни
и без того, чтобы ежедневно превращать его в раба отбойного молотка или придаток кассы.
Связь работы и денег уже разорвана,
причем первыми сделали это богатые и сверхбогатые.
Если даже они и работают,
деньги, которые они получают, не находятся ни в какой связи с их усилиями и умениями.
Они просто живут в мире, где работа превратилась в приятное занятие
на расширенном досуге, а жизнь надежно обеспечена и защищена от несчастий голода,
холода и угнетения.
Теперь по этому пути, в этот светлый мир свободного выбора,
пришла пора последовать всем остальным.
Процесс уже пошел, и не в одной Швейцарии.
Правительство Бразилии осуществляет ежемесячную выплату
(правда, очень небольших сумм) гражданам в некоторых штатах.
Но впереди всех на этом пути американский штат Аляска,
где Перманентный фонд ежемесячно платит каждому жителю около тысячи долларов
(цифра колеблется в зависимости от цен на нефть, добываемую на Аляске).
Можно ли построить коммунизм в отдельно взятой стране?
Этим вопросом задавались теоретики марксизма сто лет назад.
Сегодня у нас есть ответ: можно, если эта страна американский штат.
Если Швейцария - тоже можно.
А что со всем остальным миром?
Мир стоит на голове и машет ногами, искренне удивляясь при этом,
почему в глазах круги и все вокруг шатается.
Триллионные бюджеты государств идут на помпезную чепуху,
на военные нужды, на банковские аферы,
на обеспечение сладкой жизни узкому кругу негодяев,
на создание класса обслуги, в том числе интеллектуальной,
которая в СМИ на все лады поет песенки о том,
что нынешнее устройство общества является единственно возможным.
Как будто невозможно выдумать что-то более человечное,
чем непрерывное пожирание бедных богатыми
и постоянное держание народов в узде корыстной властью!
То, что узда называется «свободой» или даже «демократией», не меняет дела.
Разговоры о свободе - ложь, если человек низведен до положения раба,
обреченного работать всю жизнь за еду и крышу.
Вся история человечества - это путь изживания рабства.
Но рабство мутирует, принимает все новые и новые формы,
оно проросло в жизнь, вцепилось в нее и не желает уходить.
Рабство удобно рабовладельцам, которые в наше время не изменили свою суть,
а изменили только свое название.
Теперь они могут называться промышленниками, воротилами, финансистами,
министрами, топ-менеджерами, как угодно.
Но между положением римского раба и современного пролетария
(с компьютером или без) много общего:
они на всю жизнь прикованы к работе, отдают ей лучшее время своей жизни,
работают не потому, что хотят, а потому, что иначе им не выжить,
живут под страхом наказания (увольнения)
и всю жизнь являются невольниками на рынке труда.
Окончательно уничтожить такое рабство можно,
только обеспечив человеку гарантированный доход,
который впервые в истории даст ему право свободно выбирать образ
своей собственной, единственной, неповторимой жизни.
Это кажется невозможным, невероятным и фантастическим.
Но так всегда и бывает.
Освобождение крестьян в России за полвека до освобождения
казалось многим даже просвещенным людям невозможным, ненужным, вредным
для народного хозяйства и нравственности.
Если на рабстве держится экономика, как можно отменить рабство?
А что, если свободные крестьяне не захотят больше работать?
У рабства всегда есть куча защитников.
Было время, когда тот, кто заговорил бы о восьмичасовом рабочем дне,
был бы признан сумасшедшим,
ибо низшие классы, находящиеся под управлением высших классов,
должны работать на них с детства до смерти, без учета времени, всю свою жизнь.
Были и такие времена, когда никому и в голову не могла прийти мысль о том,
что на старости лет человек может получать пенсию.
Но все то социальное освобождение,
которое в каждый момент времени кажется невозможным
и совершенно ненужным власть имущим, все равно случается.
И это тоже случится.
В пронизанном коммуникациями горизонтальном мировом обществе
не может остаться неизменной вертикальная система власти,
феодальная система крупных состояний и всеобщая пожизненная каторга для всех людей.
Речь не идет о введении нового пособия или подачке, обусловленной тысячью условий.
Нет.
Деньги должны выплачиваться не по предъявлению справок,
не после заполнения анкет,
не в результате долгой работы социальных служб,
решающих, кому дать сто рублей, а кому не дать,
- они должны выплачиваться всем и каждому,
вне зависимости от его нрава, взглядов и положения.
Перманентный фонд на Аляске платит тысячу долларов в месяц всем жителям штата
без исключения.
Швейцарский коммунизм, идея которого выдвигается на референдум,
предполагает, что базовый доход получат все
- от водителей такси до рантье, от уборщиков мусора до миллионеров.
Если миллионер честный человек и не нуждается в этих деньгах, он откажется от них;
но в пакет его человеческих прав право на такие выплаты входит.
Речь не идет о поддержке социальных групп и слоев,
речь идет о фундаментальном праве человека на базовый доход.
Швейцария, назначив сама себе референдум о гарантированных ежемесячных выплатах,
оттолкнулась от настоящего и поплыла в будущее.
Этот вопрос альпийская республика задала не самой себе, она задала его миру.
Все мировые минфины со счетами в руках постараются замылить вопрос
о гарантированных выплатах каждому гражданину;
они сделают все, чтобы напихать в публичное пространство вату рассуждений о том,
что это невозможно, нерентабельно, неправильно, нет денег, нет возможностей и т.д. и т.п.
Они всегда это говорят, когда заходит речь о том, что пора платить людям.
Медийная стратегия этих сил в таких случаях состоит в том,
чтобы плодить фальшивые темы и подменять главное побочным.
Вы хотите гарантированных ежемесячных выплат для всех?
Тогда мы в виде асимметричного ответа на каждом углу будем говорить
о необходимости повышения для вас пенсионного возраста!
Вы хотите свободы от пожизненного рабства в цехе и конторе?
Тогда мы будем говорить о жесткой необходимости ввести сточасовую рабочую неделю!
Но дело в том, что деньги, на которые одуревший от счастья бесконтрольного обогащения
«Газпром» собирается устраивать футбольную пулечку на миллиард долларов,
- это наши деньги.
Абрамович плавает на самой большой яхте в мире, купленной на наши деньги.
Государство существует на наши деньги, которые оно в ходе истории
многократно изымало у нас и продолжает ежедневно изымать.
Надо прекратить эту вечную конфискацию не только денег,
но и человеческой жизни.
Выпуск № 131 от 22 ноября 2013
http://www.novayagazeta.ru/society/61086.htmlАлексей Поликовский. Обозреватель