Оригинал взят у
diana_ledi в
Волынское вече - мои впечатления. Лекция Аллы Украинец о серпанковом полотне.В сети уже много фотовпечатлений и ярких эмоций, которые мы, участники фестиваля, привезли из города Радивилова и села Пляшева. Не буду повторяться. Но расскажу подробнее о том, что слышала и видела я.
Конспект лекции Аллы Украинец
Заявленная в программе тема была изменена на «серпанковое полотно»
(прим. переводчика - дымчатое полотно, кисейное полотно - более близких аналогов я не нашла. Считается, что технология Серпанка уникальна и принадлежит только данным областям Украины)
Докладчик рассказывала о двух своих экспедициях (1989-1992 и 1913 гг) в деревни Дубровицкого района, где был популярен серпанковый наряд (это села Милеч, Луговое, Синяк, Ясинец ..., Брест, Литвиця ..., Билетичи
(прим.автора - не все записала)
Серпанок - прозрачная как капрон, но крепкая льняная ткань. Серпанком, как известно, называется и женское покрытие на голову.
Лён-долгунец введён во времена СССР. В народе же распространенным был лён-кудряш, лен-простак.
Лён для серпанка назывался лён-лущик.
Однако, выпрясть тончайшую нить можно из любого сорта льна, нужно просто приложить больше усилий.
Лён-лущик требователен к уходу, невысокий.
Лишь созревала головка с семенами - они сразу высыпались. Поэтому ходили на сторожУ
(прим.авт. - ударение на последнем слоге),
смотрели, не трескаются ли головки. Сразу стелили рядна, собирали семена, затем растения. В других сёлах недозрелые растения срезали, чтобы они долежали, потом выбивали семена.
Сеяли лён, разумеется, вручную, пропалывали несколько раз, чтобы не было ни травинки. Если коноплю сеяли до 5 соток в указанном регионе, то льна всегда больше. Из льна шили преимущественно женскую одежду, из конопли - мужскую.
Рвали лён вручную, оббивали стебли, оставляли вылёживаться; ждали когда побуреет, тогда уже отделяли стебель. Хорошо, когда шёл дождь. Если же осадков не было, то смачивали в воде дополнительно. Так продолжалось около двух недель. Далее подсушивали в доме, на печи, отбивали от стебля, тёрли на трепалках, вытрёпывая кострицы, чесали гребнем, чтобы волокно было абсолютно чистым. Проверяли качество волокна так - если провести им по воде, и оно не будут оставлять след, то волокно качественное. Или расчёсывали над водой: если в воду не падала пыль, волокно считалось готовым.
Гребни для чесания изготовлялись из щетины дикого кабана. Полотно скручивали в сувёрточки, или жилки. Далее пряли. И здесь всё зависело от усердия женщины. Кстати, пряли волокно на второй год, чтобы «долежалось шёлка». Скручивали нить к тонкой. Пряли, перематывали, высушивали (поскольку постоянно ж мусолили), сновали на стене, основу навивали накрахмаленную, турзили ту основу, навивали на веретено. Прибивали один раз, ткали деликатно. Получали прозрачное, но прочное полотно.
Несли на речку полосками (размечали красными полосками сплошное полотно через 3-5 м).
Несли на майну - подтопленную траву, где солнце отбеливало полотно. Две недели носили отбеливать
(прим. авт. - хорошие иллюстрации отбеливания у книге Веры Зайченко «Вышивка Черниговщины»)
Затем несли домой шить. С разрезанных полос - намиток - уже шили одежду. На сорочку шло 3 полки, на юбку 5-6, на фартук 1-2 полки. Если составлять разрезанные по отмеченным красными полосками полотна на одежду, то как раз выходят цветные полоски на рукавах, на поясе, на фартуке. Это наряд из намиток.
Сшитое растягивали до прозрачного состояния шариком под названием гала, или камешек. Этот стекловидный шарик катали по накрохмаленой одежде - «накачивали камешком» полотно. Как прокачаете ровненько-тоненько, таким и будет полотно. Смотрели сквозь полотно на солнце и говорили: "Уже свидрид!».
Значит, кондиция достигнута.
В Ровенском краеведческом музее представлено не наилучшее полотно. Потому что всё лучшее, самое ценное или укладывали в гроб («Чтобы Бог видел, какая я была труженица»), или оставляли в наследство детям, или не отдавали, приговаривая: «А что я понесу с собой на крест?».
Имеются в виду украшения кладбищенских крестов на женских могилах - прозрачными фартуками, мужских - рушниками (прим. пер. - полотенце).
А через несколько лет наследники просто жгли бабушкин сундук со всем добром.
Многие полотна в музеях испорчены, ведь лежало долго, а потом еще кто-то хотел отбелить и подсинил, в результате прозрачный серпанок приобрёл сине-серые оттенки. Поэтому сейчас серпанковое полотно такая редкость.
Прозрачное полотно в условиях отсутствия белья не скрывало тело. Но в семье из 10-12 человек, живущих в одном помещении, и понятия стыда не было. Месячные подвязывали подолом рубашки, а иногда «кров капала на біленькі онучі», тогда женщины прятались. Ведь часто не было лишней ткани, чтобы подоткнуть.
Свадебный наряд не обязательно был серпанковым. Иногда надевали чёрную камизельку.
В поле шли жать в белом крахмальном наряде, но в нем не работали; жали торжественно первый сноп, затем переодевались. Так же гребли сено: первые гребки делали в праздничном, потом переодевались. Таким образом, люди уважали работу, торжественно шли собирать урожай и т.д..
Зафиксирована свадьба, когда молодая одарила весь род молодого намитками. Поэтому можно представить, сколько должно было быть серпанкового полотна.
Отделка серпанковой одежды.
Коруночки крючком - более позднее явление
(прим. авт. - мои собственные наблюдения - это коклюшечного кружево), а вот сетки, пруткувание вокруг красной полоски, всегда уместно смотрятся и не отягощают прозрачное платье. Названия тканых орнаментов утрачены, остались без описаний «дороги», «оклады». Места износа (манжеты, пояс фартука, воротник) подшивались перкалью.
На серпанковом полотне в 1 см насчитывается 14-16 нитей.
На Волыни во второй половине ХХ в. намитки вышли из употребления.
На Житомирщине, в Острожском районе, ткались красные с синим полоски, добавлялась мережка.
В Гощанском районе есть две намитки с вышивкой белью и плетением
(прим. авт. - одна потерянная, одна на фото есть издалека, фотографирование с проектора вообще было затруднённым)
Леся Украинка в «Лесной песне» очень хорошо описала серпанок, почитайте о его разновидностях!
Иллюстрации
К сожалению, лекция была иллюстрирована фотографиями на проекторе, а яркое солнце в окно исключало фотографирование. Но слушатели-музейщики принесли кое-что из своих сокровищ и наскоро показали. Поэтому показываю, что успела ухватить, без подписей и объяснений, будем совместно искать, что это и
откуда.
Эти два фото как раз из трех полотнищ = 1 намитка (отрез серпанка, размеченного полосками)
Намитка на Марии Пошивайло
Еще одна намитка
Отделка краёв и швы мужской сорочки
Фартуки
На фестивале вышеизложенное на манекене выглядело так (на заднем плане редкая намитка, вышитая белью)
Теперь смотрим, что воспроизведено мастерской в Радивилове.
Дух захватывает!
Продолжение следует ...
Дополнение
Статья по теме с комментарием Аллы Украинец
здесьРаньше можно было увидеть целые сундуки серпанковой одежды в таких сёлах: Миляч, Селец, Орвяница, Берестя, Крупове, Вильне, у Дубровицком и даже Сарненском районах
Автор
tana-sribnaПеревод
diana_ledi Оригинал записи Примечание переводчика
Все фото кликабельны и ведут на источник.
Дополнительные иллюстрации из
статьи автора лекции