Оригинал взят у
mila_hunguide в
Венгерская национальная галереяПервая часть
здесь Вторая часть
Пору своего наиболее пышного расцвета музей пережил в первой половине ХХ века, в период директорства Элека Петровича (Petrovics Elek). Деятельность Петровича тесно переплелась с историей венгерского изобразительного искусства: он разработал строгую программу сбора материала, воодушевлял дарителей, установил музейную ценность таких художественных памятников, которыми до него несправедливо пренебрегали или которые были созданы в эпохи, выпавшие ранее из поля зрения. Петрович заложил основы систематизированного, научного сбора материалов, который пришёл на смену случайным приобретениям.
Именно на это время приходится спасение от гибели створчатых алтарей и венгерских барочных скульптур, которые до того считали совершенно не имеющими ценности.
Створчатый алтарь Богородицы из церкви святого Андраша в Надьсалоке. 1483 г.
Святая Доротья. Посёлок Барка (сегодня на территории Словении), 1410-1420 гг.
Приобретая романтические картины Берталана Секея (Székely Bertalan), пейзажи импрессиониста Ласло Паала (Paál László) и жанровые и исторические полотна Михая Мункачи (Munkácsy Mihály), Петрович стремился добиться полноты венгерского материала XIX столетия.
Берталан Секей: Коронация (Koronázás), 1867
Ласло Паал: Полдень (Dél), 1870
В 1869 году Мункачи написал картину «Камера смертника» (Siralomház), которая была показана на Парижском салоне в 1870 году, получила золотую медаль и принесла автору известность.
Элек Петрович сумел закупить главнейшие произведения Пала Синьеи-Мерше (Szinyei Merse Pál), основоположника импрессионизма в венгерской живописи, работы импрессиониста Йожефа Рипл-Ронаи (Rippl-Rónai József) и импрессиониста и символиста Кароя Ференци (Ferenczy Károly) и сделал возможным полный показ творчества этих мастеров.
Новые приобретения демонстрировались широкой публике на ежегодно устраиваемых выставках.
Пал Синьеи-Мерше: Пикник в мае (Majális),1873
Йожеф Рипл-Ронаи: Дама с клеткой (Kalitkás nő), 1892
Карой Ференци: Художница (Festőnő), 1903
Во время второй мировой войны огромное количество самых разнообразных предметов искусства было вывезено из Венгрии как нацистами, так и Красной армией. Их поиск и возвращение - дело очень непростое, часто пробуксовывающее по политическим причинам.
Для Венгрии это тем более непросто, так как речь идёт сразу о двух случаях, которые рассматривает международное право:
ценности, перемещаемые государством-агрессором (в данном случае нацистская Германия) с оккупированных им территорий
и
ценности, перемещаемые государством-победителем (в данном случае Советский Союз) в качестве компенсаторной реституции с территории страны являвшейся агрессором (в случае Венгрии - военным союзником).
По этой теме для владеющих венгерским языком может быть интересен
следующий сайт «По окончании Великой Отечественной войны культурные ценности Германии и её бывших военных союзников - Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии - в осуществление компенсаторной реституции (то есть, в качестве возмещения за культурные ценности, уничтоженные или разграбленные на советской территории оккупантами) вывозились на территорию СССР специальными организациями трофейных бригад по выявлению и изъятию культурных ценностей на территориях Советской военной администрации (в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Австрии, Германии) в соответствии с приказами политического руководства страны и при активном участии органов СМЕРШ и НКВД. Большая часть была перемещена ещё до окончания войны и заседаний по реституции. При этом надлежащий учёт не производился, и единица измерения культурных ценностей не определялась.»
отсюда После ВММ в фонды музея поступили отдельные художественные ценности, собственники которых были вынуждены уехать из страны или погибли. К примеру, частное собрание Дьюлы Вольфнера (Wolfner Gyula), владельца огромного кожевенного завода в Уйпеште (
здесь материал на венгерском языке).
Хотя в те годы музей изобразительных искусств располагал огромным импозантным зданием с большой выставочной площадью, всё же венгерские произведения были вытеснены работами зарубежного искусства и гипсовыми слепками с античных творений. Демонстрация ценностей венгерского искусства, показ его развития в хронологическом порядке или по художественным школам в рамках периодических или временных выставок был попросту невозможен.
Создание нового музея стало столь же настоятельной необходимостью, как столетием раньше - основание Национального музея.
В 1953 году правительство приняло решение об основании Венгерской национальной галереи.
С этой целью материал Столичной картинной галереи (Fővárosi Képtár) слили с собранием музея изобразительных искусств, рассчитывая, что впоследствии из фондов обоих учреждений можно будет отобрать нужное для самостоятельной галереи венгерского искусства.
Столичная картинная галерея была основана в 1933 году и содержала работы, собранные в венгерской столице начиная с 1880 года. Первоначально одной из её целей была задача сбора художественного материала, каким-либо образом связанного с будапештом, но позже специальная комиссия, созданная для закупки художественных произведений на выставках. всё менее заботилась о тематической связи новых приобретений с Будапештом.
Как самостоятельное учтеждение Столичная картинная галерея существовала два десятилетия и пополнилась превосходными произведениями, некоторые из них не могу не показать!
Миклош Барабаш: Голубиная почта (Barabás Miklós: Galambposta), 1843
Йожеф Эгри: Изола Белла (Egry József: Isola Bella). Один из самых известных венгерских мастеров импрессионизма и конструктивизма.
С конца XIX в. до самых последних своих дней (1918) Шимон Холлоши был занят работой над картиной «Марш Ракоци». Он хотел создать собирательный образ венгерского народа, объединенного знаменем национально-освободительной борьбы. Осталось множество этюдов и эскизов к этой так и не завершенной картине, отличающихся острой характерностью и выразительностью (Hollósy Simon: Rákóczi-induló). 1899
В историю венгерского искусства конца XIX - начала XX в. Холлоши вошел не только как интересный живописец, но и в еще большей степени как выдающийся педагог. У него учились не только крупные венгерские художники, но и мастера из Германии, Польши, России (среди них - М. В. Добужинский, В. А. Фаворский, К. С. Петров-Водкин, Э. А. Штейнберг и др.).
Адам Маньоки (Ádám Mányoki) - венгерский художник-живописец, один из крупнейших представителей барочного портрета в венгерском искусстве. Занимался почти исключительно созданием портретов, разработал свой собственный, индивидуальный стиль, считается одним из величайших европейских художников I половины XVIII века
Портрет Ференца Ракоци II (Portrait of Prince Ferenc Rákóczi II), 1712
Якоб Богдань: Натюрморт с попугаями и белым какаду (Bogdány Jakab:
Gyümölcscsendélet papagájokkal és fehér kakaduval),1710
Дьюла Деркович: Последний ужин (Derkovits Gyula:Utolsó vacsora), 1922
Иштван Деши-Хубер: Автопортрет (Dési-Huber István: Önarckép). Выдающийся венгерский график
Роберт Берень: Женщина, играющая на виолончели (Berény Róbert: Csellózó nő), 1928
Первые четыре года после слияния двух музеев были отданы реставрации материала и его подготовке к передаче Венгерской национальной галерее, открытие которой состоялось 5 октября 1957 года в бывшем Дворце правосудия на площади Лайоша Кошута.
Первая экспозиция Национальной галереи имела целью познакомить не с творчеством отдельных мастеров, а показать историю развития венгерской живописи. Однако старинные венгерские художественные произведения по-прежнему оставались в Музее изобразительного искусства, причём большая часть их находилась не в постоянной экспозиции, а в запасниках.
В 1959 году правительство вынесло решение о предоставлении ВНГ постоянного помещения в бывшем королевском дворце в Буде.
Разработка проектов восстановления дворца, во ВМВ совершенно разрушенного, началась в 1960-1961 годах, причём уже с учётом будущего назначения его отдельных частей, в том числе и размещения в нём ВНГ.
Восстановительные работы длились 15 лет.
Венгерская национальная галерея перебазировалась в нынешнее помещение в 1975 году.
Галерея занимает четыре этажа бывшего королевского дворца, используя для демонстрации произведений отечественного искусства множество больших и малых залов и коридоров. В бывшем тронно зале размещены алтари, в анфиладе готических помещений первого этажа - средневековые картины и скульптуры, на втором этаже - выставка барочного искусства, переходящая в экспозицию живописи XIX века. На третьем и четвёртом этажах- работы художников Надьбанской школы, экспозиция работ которых переходит в выставку мастеров ХХ века и продолжается работами художников наших дней.
Скульптуры расставлены в больших по размеру залах и коридорах, некоторые из них органически встраиваются в экспозиции живописи.
Я очень советую всем приезжающим в Будапешт посетить Национальную галерею. Уверена, венгерская живопись непременно станет для вас настоящим открытием!
Официальный
сайт Венгерской национальной галереи Мой рассказ о таинственно исчезнувшей частной венгерской коллекции
здесь