10 мистификаций, успех которых превзошёл ожидания

Oct 02, 2017 23:45

Оригинал взят у storm100 в 10 мистификаций, успех которых превзошёл ожидания


Иоганн Винкельман, портрет работы Менгса

1. Винкельман и Казанова

Знаменитый Винкельман, основатель современной археологии, стал жертвой мистификации со стороны художника Казановы - брата известного авантюриста, иллюстрировавшего его книгу «Античные памятники». То, что Винкельман был настоящим профессионалом, не уберегло его от розыгрыша.

Казанова снабдил Винкельмана тремя «древними» картинами, которые, по его уверению, были сняты прямо со стен в Помпеях. Две картины (с танцовщицами) были изготовлены самим Казановой, а картина, на которой был изображен Юпитер и Ганимед, - живописцем Рафаэлем Менгесом. Для убедительности Казакова сочинил совершенно невероятную романтическую историю о некоем офицере, который якобы тайком ночью выкрал эти картины из раскопок. Винкельман поверил не только в подлинность «реликвий», но и во все басни Казановы и в своей книге описал эти картины, отметив, что «любимец Юпитера, несомненно, принадлежит к числу самых ярких фигур, доставшихся нам от искусства античности...».

Зачем это было нужно Казанове? Похоже, что-то не так было со всем семейством и фальсификация была простым озорством - из желания подшутить над Винкельманом.

2. «Гусли» Проспера Мериме

Аналогичный характер имеет известная мистификация Мериме, который задумал, увлекаясь славянами, поехать на Восток, чтобы описать их. Но для этого нужны были деньги.

«И я задумал, - признается он сам, - сначала описать наше путешествие, продать книгу, а затем истратить гонорар на проверку того, насколько я прав в своем описании».
И вот он выпускает в 1827 г. сборник песен под названием «Гусли» под видом переводов с балканских языков.



Книга имела большой успех, в частности, Пушкин в 1835. г. сделал псевдообратный перевод книги на русский язык, оказавшись более легковерным, чем Гете, который сразу почувствовал мистификацию. Мериме предпослал второму изданию ироническое предисловие, упоминая тех, кого ему удалось провести. Пушкин потом писал: «Поэт Мицкевич, критик зоркий и тонкий знаток славянской поэзии, не усомнился в подлинности сих песен, а какой-то немец написал о них пространную диссертацию».

В последнем Пушкин совершенно прав: наибольший успех эти баллады имели у специалистов, нимало не сомневавшихся в их аутентичности.

3. Протоколы сионских мудрецов



«Протоколы сионских мудрецов» - появившийся в начале XX века в России и получивший широкое распространение в мире сборник текстов, представлявшийся публикаторами как документы всемирного еврейского заговора. Некоторые из них утверждали, что это протоколы докладов участников Сионистского конгресса, состоявшегося в Базеле, Швейцария в 1897 г.

В текстах излагаются планы завоевания евреями мирового господства, проникновения в структуры управления государствами, взятия неевреев под контроль, искоренения прочих религий.

Подложность «Протоколов» в современной науке считается абсолютно доказанной, но они до сих пор являются источником спекуляций. За свою историю существования документ переиздавался многомиллионными тиражами и был переведен на многие языки мира. В некоторых странах изучение «Протоколов» даже включено в школьную программу. (На фото сирийское издание «Протоколов» 2005 года).

4. Ванная мистификация

В 1917 году в популярном нью-йоркском издании «New York Evening Mail» появилась фальшивая история ванн в США, написанная журналистом Генри Менкеном специально для того, чтобы продемонстрировать, как легко навешать любую лапшу на уши общественности посредством средств массовой информации. В статье приводились «факты» того, как неохотно принимали Соединенные Штаты появившиеся там в середине 19-го века ванны. Купание в ванне было, якобы, официально признано вредным для здоровья, в связи с чем некоторых местах на эти процедуры были обложены драконовским налогами, существенными ограничениями или вообще запрещены.

Несмотря на ложность приведенных в статье сведений или даже их абсурдность, статья получила широкую известность и была многократно процитирована в различных изданиях и даже серьезных научных работах. Лишь спустя восемь лет Менкен опубликовал саморазоблачение. Но оно, однако, не особо повредило репутации фальшивой истории ванн.

Так, например, в 1952 году президент Трумэн цитировал статью Менкена в своей речи на тему здравоохранения, а уже в 2004-м «Вашингтон пост» привел ложный факт из нее в колонке «Спорим ты не знаешь, что...».

5. Черубина де Габриак

В августе 1909 года в петербургский журнал «Аполлон» приходит письмо, подписанное буквой «Ч», и в нем стихи неизвестной поэтессы - столь изящные, что лучшие авторы Серебряного века, включая Гумилева, Кузмина и Анненского, решают немедленно их опубликовать. Иллюстрации к ним делает сам Евгений Лансере, один из ведущих художников тех лет. Таинственная сочинительница периодически звонит в редакцию и сообщает кое-что о себе. Например, что зовут ее Черубина де Габриак, что она испанка, но пишет по-русски, что она красавица и глубоко несчастна. Литературная Россия сходит с ума от восторга, вся редакция «Аполлона» заочно влюблена в незнакомку.



Елизавета Дмитриева. 1912 год

Разоблачение Пока инкогнито не было раскрыто, преподавательница Петровской женской гимназии Елизавета Дмитриева от своего имени писала едкие критические заметки о стихах Черубины де Габриак и задавалась вопросом, а уж не мистификация ли это - провоцируя литературную общественность на проведение собственных расследований и тем самым подогревая интерес к таинственной испанке, то есть фактически создавая «известную поэтессу» из воздуха. Отчасти поэтому все раскрылось довольно быстро: уже в конце 1909 года поэт Михаил Кузмин выяснил, что по телефону от лица де Габриак говорила именно Дмитриева, девушка очень умная и талантливая, но вовсе не писаная красавица, да вдобавок еще и хромая от рождения. Заочно влюбившиеся в испанскую красавицу петербургские кавалеры были разочарованы. Впрочем, Гумилев и Волошин ухаживали за самой Дмитриевой, а не за Черубиной, и даже стрелялись из-за нее у Черной речки(http://izbrannoe.com/news/eto-interesno/kak-nikolay-gumilyev-i-maksimilian-voloshin-strelyalis-na-chyernoy-rechke/), при этом, правда, очень боясь попасть друг в друга.

6. Роман с кокаином

Об этой мистификации подробно рассказывает журнал «Русский пионер».

В 1934 году в Париже выходит книга «Роман с кокаином» - исповедальная история взросления главного героя в до- и постреволюционной Москве на фоне исторических событий. Роман понравился большинству известных эмигрантских авторов и критиков, включая Мережковского и Ходасевича. Уже тогда считалось, что это чей-то псевдоним, поскольку никаких других текстов (кроме опубликованного вместе с романом рассказа) за Агеевым не числилось, а автор одной книги, появившийся ниоткуда, - явление крайне подозрительное. В 1980-е годы роман переиздали на Западе, и он имел большой успех. В 90-е он добрался до России. Им зачитывались интеллигентные школьники и студенты, и, возможно, именно он повлиял на Пелевина, когда тот писал «Чапаева и Пустоту».



Долгое время была популярной версия, что Агеев - не кто иной, как Владимир Набоков: факты биографии Набокова и главного героя «Романа с кокаином» совпадали, структурно эта вещь напоминала ранние работы Набокова, наконец, имена персонажей часто встречались в набоковских текстах. В то же время известная поэтесса Лидия Червинская твердила, что автором является некий Марко Леви, но ее версия не принималась в расчет. Наконец, в 1996 году благодаря усилиям литературоведов Габриэля Суперфина и Марины Сорокиной выяснилось, что автора действительно зовут Леви, только не Марко, а Марк. Дело в том, что в романе довольно точно описана московская частная гимназия Креймана, в которой в годы, описанные автором, действительно учился Марк Леви. Все вопросы были окончательно сняты в 1997 году, когда нашли и опубликовали письма самого Леви, в которых он договаривается об издании своей книги.

Биография реального автора «Романа с кокаином» полна белых пятен. Известно, что в 1920-е - 1930-е годы он скитался по Европе, учился в Германии, работал во Франции, возможно, сотрудничал с советской разведкой, поменял советское гражданство на парагвайское, потом вернул советское. После войны жил в Ереване, где и умер в 1973 году. При такой биографии и в той исторической ситуации публикация исповедального романа под псевдонимом кажется разумной предосторожностью: автор придумал «писателя», который не связан с внешним миром политическими, общественными или другими обязательствами, а значит, волен говорить все что вздумается.

7. Первый снимок Несси

В 1934 году в английском «Дейли мейл» появился первый в истории снимок Лох-Несского чудовища, легенды о котором бытовали уже давно. Автор снимка, лондонский хирург Уилсон, утверждал, что заснял монстра случайно, когда прогуливался в окрестностях. В 1994-ом было установлено, что запечатленная на снимке Несси - фальшивка, изготовленная Уилсоном и тремя его сообщниками.



Двое из сообщников Уилсона добровольно сознались в содеянном, причем первое признание (в 1975 году) осталось без внимания общественности, поскольку вера в честность доктора Уилсона, казалось бы, не имевшего мотивов к обману, была непоколебимой.

8. Автобиография Говарда Хьюза

В начале семидесятых американский писатель Клиффорд Ирвинг стал автором самой громкой литературной мистификации 20 века. После ряда писательских неудач он решился на аферу: создание фальшивой авторизованной биографии эксцентричного миллиардера Говарда Хьюза. Затея удалась и принесла Ирвингу деньги и славу, но в итоге он был обвинен в мошенничестве и оказался в тюрьме. В 2006 история нашла отражение в фильме «Мистификация» с Ричардом Гиром.



Сам Ирвинг остался недоволен постановкой. Величайший плут в истории литературы увидел себя в исполнении Ричарда Гира «отчаявшимся и занудным, сдувшимся безвестным писакой, живущем в консервативном нью-йоркском пригороде». Он напомнил киношникам, что в действительности эта история была аферой, разыгранной на Ибице парой хиппи-экспатов и швейцарской наследницей, почти приключенческим романом. В общем, это тот случай, когда верить, похоже, не стоит никому.

9. Католический Microsoft

В 1994 году в Интернете появился «пресс-релиз Microsoft», в котором утверждалось, что компания Microsoft приобрела Католическую церковь. В документе были приведены якобы принадлежавшие Билу Гейтсу слова: «Объединенные ресурсы Microsoft и Католической церкви позволят нам сделать религию проще и веселее для более широкого круга людей». «Пресс-релиз» получил настолько широкое распространение, что Гейтсу пришлось опубликовать опровержение. Инцидент вошел в историю, как первая крупномасштабная интернет-мистификация.

10. Дневники Гитлера



В 1983 году авторитетный немецкий журнал «Штерн» опубликовал сенсационные выдержки из якобы обнаруженных дневников Адольфа Гитлера. Несколько блокнотов с «записями фюрера» 1932-45 гг. стоили журналу несколько миллионов марок. Вскоре оказалось, что дневники Гитлера - фальшивка.

Разоблачение стало еще большей сенсацией, чем сами дневники. Позже выяснилось, что за мистификацией стояли бывшие нацисты, стремившиеся реабилитировать образ Гитлера.

Из: rusrep.ru*, Евгений Львович Ланн «Литературная мистификация», bigpicture.ru

http://www.izbrannoe.com/news/eto-interesno/10-mistifikatsiy-uspekh-kotorykh-prevzoshyel-ozhidaniya-/

This entry was originally posted at https://personalviewsite.dreamwidth.org/4059433.html. Please comment there using OpenID.

загадки прошлого, мифология

Previous post Next post
Up