Оригинал взят у
juste_rus в
Рабинович напелОригинал взят у
shakko_kitsune в
Рабинович напелКак этот анекдот выглядит в приложении к Леонардо да Винчи?
Показываю в картинках.
Картина Леонардо да Винчи на тему Леды и Зевса, соблазнившего ее в виде лебедя (кто не читал у меня в "омерзительном искусствоведении"
подробно -- наслаждайтесь; но не при детях!!!), была написана в 1506-8 (?) годах, и не сохранилась.
Однако есть его собственные рисунки, а также многочисленные копии и вариации, сделанные другими художниками.
Как раз за ними очень интересно наблюдать.
Мотать будем обратно по художественному качеству.
Чем дальше по времени и вглубь Европы, тем хуже.
Vincent Sellaer (circle)
Vincent Sellaer
Аноним
Domenico Beccafumi (Domenico di Giacomo di Pace) or Luca Cambiaso? Allegory of Venus
Понтормо
Баккьякка
Андреа дель Сарто
Аноним
Чем ближе к времени создания картины, тем меньше импровизаций и больше аккуратного следования образцу.
Википедия
пишет:
"Одной из наиболее ранних стал рисунок Рафаэля, сделанный около 1506 года, вероятно, по предварительным эскизам".
"Особо выделяется среди копий «Леды» работа Джампетрино (ок. 1520), ранее приписывавшаяся самому Леонардо: на его картине лебедь отсутствует, Леда изображена опустившейся на одно колено и придерживающей ребенка, вокруг в траве сидят остальные её дети. Композиционно эта работа имеет мало общего с копиями других леонардесков, но зато очевидно близка его наброскам середины 1500-x".
Джампетрино
"В то же время, на другой картине Джампетрино («Венера и купидон») фигура Венеры, её поза и выражение лица фактически дословно повторяют позу и выражение лица Леды с утраченной картины".
"В качестве первой живописной копии иногда называют картину из галереи Уффици, приписываемую Франческо Мельци (ок. 1515).
От других ранних копий «Леды» (Чезаре да Сесто, 1515 - 1520; Содома (предположительно), ок. 1515) она отличается фоном: у Содомы и да Сесто Леда изображена на фоне светлого вечернего неба, Мельци же размещает персонажей перед массивной скалой".
Сейчас пойдут картины непосредственных учеников Леонардо, они примерно одного уровня, и ставлю их без градации, разница достаточно незначительна, к тому же качество репрдукций разное и влияет.
Fernando Yanez de la Almedina (?) and other author
Пейзаж типа голландский, второго автора
Мельци ("Леда Спиридон")
Содома
Репродукции из интернета, кстати, это то еще искажение.
Сравните картину выше (Содома) с ее снимком с коммерческого фотостока.
Следующая версия, по моим интуитивным ощущениям, должна быть самой красивой, но репродукция плохая.
Чезаре да Сесто
"Окончательный вариант картины был создан около 1508 года. Судя по дошедшим до нас копиям, здесь Леда была изображена стоящей в полный рост; руками она обнимала шею лебедя, но взгляд её был устремлен на детей, только что вылупившихся из огромных яиц и теперь играющих в траве.
Дальнейшая её история неясна. По сообщению Ломаццо, картина была вывезена во Францию.
Последнее упоминание о ней принадлежит Кассиано даль Поццо, видевшему «Леду» во дворце Фонтенбло, и относится к 1625 году:
"Полностью обнаженная фигура стоящей в полный рост Леды с лебедем. У её ног - два яйца, из разбитой скорлупы которых являются четыре младенца. Эта работа, хотя и суховата по стилю, выполнена весьма изысканно, в особенности груди Леды; кроме того, пейзаж и растительность также изображены с огромной тщательностью. К несчастью, картина в плохом состоянии, так как панели, на которых она написана, разошлись, и значительная часть краски сошла".
Историки предполагают, что впоследствии картина была уничтожена, однако когда точно это произошло - неизвестно. Уже в конце следующего, XVIII столетия драматург Карло Гольдони, посетивший Версаль в 1775, замечал, что от «Леды» словно не осталось и следа. В своих дневниках он отмечает, что ему не удалось найти упоминания «Леды» даже в списках картин, уничтоженных по приказу маркизы де Ментенон за «непристойность»".
В общем, выглядела она как-то так.
Реконструкция
с этого сайта на основе приведенных выше ранних копий.
В ту эпоху не существовало понятия "плагиат" в том смысле, какое мы вкладываем в него сейчас. Копируя произведение великого мастера, художники следовали Лучшему Образцу, выражали свое почтение, а также имели больше шансов на коммерческий успех.
А вот что осталось от самого Леонардо -- рисунки.
"Судя по всему, замысел картины на сюжет легенды о Леде зародился у художника еще в начале 1500-x.
Первые наброски к будущему полотну относятся к 1504, однако композиционно они заметно отличаются от окончательного варианта. Рисунки пером, хранящиеся в Музее Бойманса - ван Бёнингена и Чатсуорт-хаусе, изображают полуопустившуюся на колени Леду с лебедем среди густой травы; на одном из них она ласкает голову птицы, на другом лебедь, приобняв возлюбленную крылом, «целует» её в ухо".
Вот рисунок Леонардо, с которого делал картину Джанпетрино. Но считается, что у Леонардо картины такой не было, Джанпетрино непосредственно "раскрасил" этот эскиз. Почему? Статистика. Количество копий другого варианта слишком огромно, и явно именно оно вдохновлено картиной маслом.
"На листе, хранящемся в Виндзорском замке, рядом с крупным наброском коня намечено два небольших рисунка к «Леде»: здесь она изображена уже сидящей на земле, на одном из набросков рядом с ней виднеется фигурка ребенка".
"Наиболее известны наброски головы Леды, в частности, хранящиеся в Виндзорском замке рисунки 1505 и 1506 года".
"Иногда в качестве наброска к «Леде» называют известную «Голову девушки» из Национальной галереи Пармы (La Scapigliata)".
***
Сравним еще раз с тем, откуда начали. Здорово же мутировало, а?!