Оригинал взят у
vasily_sergeev в
Что наша жизнь? Игра! :))Завод по производству грезЕсли вы реально думаете, что знаете, где находитесь, позвольте вас разочаровать: дудки. Все, что вы потребляете в виде информации - это не чистый, светлый источник правды и фактов, а мутная река лжи. Статистические отчеты подделываются или ненамеренно искажаются. Мнение о политике высказывает политтехнолог и вы, доверяя этому солидному дяде, впитываете его мнение как губка.
А, может, он врет все? Посмотрите, как освещают стороны геополитических конфликтов себя и противника - две большие разницы, как говорит моя тетушка из несчастной Одессы. И тетушка-таки права, хотя фраза избита, но разниц у нас даже не две, а неисчислимое множество.
Вот вам доказательство иллюзорности бытия, в котором вы живете: вы думаете, что помидор красный и круглый. Вася, что он - красный и сладкий. Петя - что он круглый и спелый. Олег - что он спелый и сладкий, и так - без конца. Любая ситуация и предмет доступны вам только частично. Вы не обладаете всей полнотой информации, чтобы судить верно. А значит, вы, обзирая предмет только с одной стороны, и судить можете только однобоко. Вот отсюда ваши все и членства в разных организациях, якобы, отражающих ваши взгляды; и сумбурные политические и экономические прогнозы; и неумение определить, когда рухнет валютный или фондовой рынок, а главное - почему. Да человек обычно не в состоянии понять, почему ему жена изменяет, что уж там. Он, может, даже с женой поговорит, но уверен ли он, что сама-то жена осознает истинный мотив своего поступка?
Таким образом, наша жизнь, как отметил Великий Бард, действительно - игра. Не икра, не дыра, не мура, а именно игра, когда каждый, будто замерзший Кай, собирает из осколочков мозаики свое слова. У кого-то даже получается из букв «П», «А», «Ж» и «О» собрать слово «вечность», но в основном собирают обычные слова. И вздевают их на флаги, и идут маршами, и создают монетаристские теории и общество потребления. Именно потому, что человеку недоступно понимание мира как он есть, мы все обречены на вечный поиск истины.
Игра в игре в игре в игре
Итак, человек насобирал себе осколочков, и начинает строить из них мир. Ну вот, к примеру, выстроил он себе слово «деньги»: и началось… Правила свои придумал, вот уже кому-то на горло наступает напедикюренной ногой в крокодиловом ботинке. А не то, так в малиновом пиджаке шмаляет в грудь бывшего товарища из обреза. Или, скажем, если женщина, хотя сейчас это уже и мужчинами используется, в жажде денег раздвигает ноги перед каждым желающим. И у каждого, отметьте, у каждого!, в голове идеальный образ: воротилы с Уолл-стрита, крутого бандюгана-авторитета; жены миллиардера, бывшей «красотки»… И в блеске новенькой обманки с завода по производству грез, человек не видит длинные ряды бандитских могил, спившихся бомжей-неудачников, подававших большие надежды в финансовом мире, страшных потасканных тридцатилетних старух на вокзале, готовых сделать все за бутылку пива и бутерброд.
Иллюзии - страшная вещь, и мы все никак не можем понять, что не в состоянии спланировать собственную жизнь. Что не можем спрогнозировать удачу и карьеру. Как судьба повернется, на самом деле, а не как мы захотим. Богатые и успешные тоже играли в ту же игру, а, может, и вовсе в другую - и было у них слово «слава», или «семья», или «любовь» - а вышло вот так. Не случайно же даже богатым не живется спокойно, все они пытаются перекроить мир под себя, да не получается, потому что для кройки и шитья требуется полный обзор.
Я уже упоминал про «черных лебедей» Нассима Талеба - случайностей, которые возникают из ниоткуда и все портят. А теперь расскажу про теорию шплинта, которая, по сути, фантастическая, но реальная. Если не принимать в расчет, что из-за угла может плавно выколбаситься черный лебедь и зыркнуть кровавым глазом. Теория шплинта гласит, что в каждой ситуации есть какой-то маленький элемент, разрушив который, можно вызвать необратимую реакцию. Например: в стране Кошмарии погибает восьмилетняя девочка, задавленная автомобилем. И все: бунты, восстания, эрцгерцог Фердинанд поминается всуе. А все почему? А девочка та - представительница одной народной группировки Кошмарии, а водитель - другой. К тому же у водителя недавно погибла беременная жена, которую отказались принять в больнице, потому что она принадлежит не к той группировке. Резня, теракты, громкие заявления политиков… На дорогах гибнет много детей, но вот эта гипотетическая девочка погибла не там и не тогда, и стала, по сути, шплинтом гражданской войны.
Проще всего изобразить теорию шплинта как теорию падающих костяшек домино: уронил одну - всей линейке упасть. А самое страшное, знаете, что? Что мы все ходим между этих костяшек, ходим хаотично и непредсказуемо, собирая свои кристаллики, и не знаем, когда придет момент нам нечаянно толкнуть одну из костяшек. В какую сторону она будет падать, и сколько повалит других. Ролевики, говорите? Я с вас смеюсь!
Стоп-игра!
Нет, не выйдет. Игра эта неостановима, и не получится, как в Джуманджи, претерпеть мучения и спастись. Вы - и я - обречены эту игру доигрывать до самой смерти. Примеряя маски, пытаясь объяснить необъяснимые события, осмыслить произошедшее и распланировать будущее. Мы все - игроки поневоле. Единственное, что можно сделать, так это прекратить верить в игровые реалии и наконец увидеть своими глазами, как все это непрочно и иллюзорно. Актеры в этом плане - самые здравомыслящие люди, потому что они интуитивно видят признаки игровой ситуации, и, выходя из нее, оставляют свою маску, свою роль, свою шкурку-кокон там, не таская за собой тяжеленные хвосты памяти. Бывали, правда, исключения. Вот, например, у Достоевского есть такой персонаж - Ставрогин. Ничего из себя не представляющий, мятущийся, несостоятельный личностно, безнадежный в своих безысходных поисках, Ставрогин разрушает все, к чему ни прикоснется. «В сущности, Ставрогин и есть первый симулякр русской литературы, появившийся задолго до того, как это явление присвоили себе постмодернисты», - пишет один критик, рассматривающий романы Сорокина, Акунина и Достоевского в одном пучке, как ассорти на прилавке зеленщика.
Тут суть в чем: человек, как бы ни хотел, не прекращает метаться. Я только один пример знаю - старосветских помещиков Гоголя, которые, выкушав того-сего, дремали, пока не пришла пора выкушать сего-того. И было у них благонравие и тишина, и любовь, и душевное единение. Но скучно же! Это же овощи так на грядках живут, да и то цветок огурца, следя за солнцем, верно, более движения производит. Можно прекратить игру - ценою собственной личности. Можно и заиграться, как Ставрогин - и опять же себя потерять. Чудом, подлинным чудом большая часть нас остается на грани между этими двумя крайностями. Но не зря лет так в тридцать, когда наступает кризис среднего возраста, мы начинаем страдать от того, что, как и Ставрогин, не нашли в себе стержня. И в мире не нашли цели. И ничего-то мы не достигли, и не достигнем, потому как кто уже мог, тот расхватал все пряники и уселся на все золотые крылечки.
А все от того, что мы игру в стекляшки восприняли, как и Кай, слишком всерьез. Ну нельзя только собственными усилиями добиться чего-то: без случая - никак. Хотите, называйте это фатумом, кармой, роком, божьим промыслом, карой господней, удачей, фартом и как бы то ни было, но есть этот элемент хаоса во всех наших хрупких игровых умопостроениях. А вы все удивляетесь, почему как белка в колесе столько лет? А вы все гадаете, почему так легко слетают маски и обнаруживается под ними черная дыра пустоты, которую никакой алкоголь не заполнит? Так вот ответ. Когда актер перестает выходить из роли - конец ему, как актеру и как личности, и впереди только безрадостное существование в тихом приюте.
Взросление: панацея или яд?
Как только вы начали воспринимать мир всерьез - конец. Молитесь, чтобы никакие несчастья не обрушились на вас и ваших близких, потому что вы будете воспринимать каждую дочкину двойку, каждый провал на работе, каждое опоздание на поезд как катастрофу. И будут вас раздражать игровые люди - актеры, ролевики, реконструкторы - которые все еще могут отличать реальность от иллюзии. Ну, или, если хотите, одну иллюзию от другой. Тогда как несчастливо повзрослевший человек видит черное только черным, белое-белым, а слово «вечность» - составленным из восьми букв, а не четырех. И я желаю такому человеку никогда не прозреть, потому как это ужасно больно. Знаете, кто чаще всего прозревает? Люди, повзрослевшие, поверившие в реальность мира и незыблемость правил игры, отдавшие свою жизнь во имя чего-то, а потом удивляющиеся, что на них не сыплются розы и жемчуга. Примеры? Да сколько угодно. Мать, пожертвовавшая собой ради ребенка. Где-то ее сыночек, помнит ли старушку? Рабочий, всю жизнь вкалывавший на заводе и получивший пенсию в размере стоимости ужина директорского сынка в элитном ресторане. Педагог, не могущий понять, что она делала не так, где ее лавры и воспитанники, и почему то, чему она учила, считается теперь государственным преступлением… Продолжать?