Оригинал взят у
tec_tecky в
Литературный факт: мир среди мировЕвдокия Нестерова, Флора Олломоуц
ЭСТЕЗИС. Журнал о литературе. №3 (12) март 2017
Тема номера - «Факт и вымысел»
Осознать, что такое литературный факт можно, задавшись вопросом: «А зачем, собственно, нам на самом деле литература?». В своей глубинной сути, позволившей ей появиться бок о бок с человечеством в самых ранних его грезах и сохранить свою значимость и по сей день - это что-то явно большее, чем занимательность на уровне развлекательности или даже педагогическая составляющая. Литература несет в себе знания о мире, бесценные, поскольку раскрываются они в ней совершенно особо. Что такое факт литературы ясно из того, какой это мир.
Искусство - всякое искусство, и литература, в частности - во все времена осуществляет в мире одну главную свою задачу, а именно - оно дает возможность человеку пережить то, что он в своей повседневной реальности по тем или иным причинам пережить не может. Тем самым искусство - и литература - является возможностью получения опыта в его обыденной невозможности, или, точнее, «опытом в отсутствии опыта». Открывая эту возможность, предоставляя воспринимающему - читателю, зрителю, слушателю, исполнителю - «текст» как материю изобразительности (текст - от лат. textus - «ткань; сплетение, связь, сочетание»), соединяющую слово, вещь, образ и звук, произведение искусства (и литературу) оказывается событием возникновения такого опыта.
Такое событие не фиксируется ни в какой определенной точке времени, не ограничено временем, но свершается всегда там и тогда, где и когда воспринимающий (зритель, читатель, слушатель, исполнитель) вступает в общение с ним. Таким образом можно сказать, что искусство - и литература - существует как параллельная Вселенная для человечества, у которого что-то не получается в наличной реальности и для того, чтобы это что-то случилось, произошло, ему необходимо пространство этой Вселенной. При этом искусство и литература являются Мультивселенной - то есть наличием бессчетного количества подобных опытов - событий, открытых и засвидетельствованных авторами, создавших свои произведения о них. Наиболее емко и точно это изложено Б. Пастернаком в «Охранной грамоте»:
«Нагибаясь на бегу, спешили сквозь вьюгу молодые люди, и […] больше всех личных побуждений подхлестывало их нечто общее, и это была их историческая цельность, то есть отдача той страсти, с какой только что вбежало в них, спасаясь с общей дороги, в несчетный раз избежавшее конца человечество. <…> А чтобы заслонить от них двойственность бега сквозь неизбежность, чтобы они не сошли с ума, не бросили начатого и не перевешались всем земным шаром, за деревьями по всем бульварам караулила сила, страшно бывалая и искушенная, и провожала их своими умными глазами. За деревьями стояло искусство, столь прекрасно разбирающееся в нас, что всегда недоумеваешь, из каких неисторических миров принесло оно свою способность видеть историю в силуэте. Оно стояло за деревьями, страшно похожее на жизнь, и терпелось в ней за это сходство, как терпятся портреты жен и матерей в лабораториях ученых, посвященных естественной науке, то есть постепенной разгадке смерти» (выделение и подчеркивание - Ф. О.).
Каков этот случай - случающееся, событие - в наиболее выразительном и решающем своем выражении? Человек на определенной стадии жизни не может осуществить то, что по предписаниям сохранности и продолжения рода он осуществить обязан. Он не проходит инициацию. Человек должен уйти из рода, иными словами, в пределе - умереть или погибнуть. Он этого по каким-либо причинам не делает. Что происходит с ним в этот момент? Ему навстречу приходит и открывается область искусства. Пространство, в котором возможно то, что «невозможно» в «исторической цельности». История - череда известных и повторяющихся фактов - заканчивается. Начинается онтология - свидетельства событий небывалого и небывалых событий. Также и почему во все времена искусство и литература заговаривают с человеком не только на небывалом языке о небывалых событиях, но и встречает его с героями и существами, размыкающими пределы человеческого. Иными словами, почему искусство и словесность зарождаются на самых ранних стадиях там и тогда, где (и когда) осуществляется первоначально религиозная практика?
По той же причине: жизненно важной (sic!) потребности рода не оставаться в своих пределах, его способности быть только в том случае, если и когда он осуществляет задачу не только своего воспроизведения, но и (как следствие главного) сохраняет свою память не о событиях, но о себе во времени, главным же образом - получает возможность осознавать свое состояние и положение сообразно с фундаментальными принципами бытия, его сущностями и категориями, структурами, закономерностями и событиями.
Так что же такое литературный факт?
Читать далее>>>
Также в номере:
1. Литературный факт: мир среди миров
2. Лучшие из лучших: Меняющие реальность
3. «Хладнокровное убийство»: от факта к тексту
4. Дневники Андрея Тарковского
5. [не]вымышленные истории о привидениях
6. Жанр номера: Хроника
7. Советский Союз 1947 года глазами американцев: «Русский дневник» Дж. Стейнбека
8. Как литература меняет восприятие реальности
9. Гений въедливости - Набоков как литературовед
10. Метафизика как наука: о путешествии фактов между астрономией и поэзией