Оригинал взят у
langobard в
Свобода, не освобождение.Артемий Троицкий в программе Козырева говорит о 1990-х.
М. Козырев: "Что для тебя девяностые? Что тогда, в это десятилетие, началось и что закончилось?"
А. Троицкий: "То, что тогда и началось, и закончилось умещается в очень короткое слово "свобода". Это было очень свободное десятилетие, возможности были безграничными, можно было делать, что угодно, при том, что свобода была обоюдоострая - и свобода убивать, и свобода умирать - но при этом люди были хозяевами своей судьбы, что, конечно, очень важно. С этим же связано и мое главное разочарование девяностыми. Моя основная претензия к 1990-м - как это ни странно, но эта безграничная свобода и анархия, которая царила в культуре 1990-х, она дала очень мизерный результат. Очень мало качественной музыки, кино, изобразительного искусства, литературы, очень мало всего выдающегося и качественного было сделано и снято в 1990-е годы. При том, что делать можно было все, что угодно… Если оценивать 1990-е строго, клинически, холодно по результату, то вспомнить практически нечего. Ну Пелевин, "Generation П" - в литературе. В кино? "Мама, не горюй" (смеется). В музыке - песня "Утекай" и "Почему?" Театра не было вообще в 1990-е. В живописи? Виноградов и Дубосарский. Короче, можно сказать, что результатом бешеного угара 1990-х, главным продуктом 1990-х стал сам этот угар. Поэтому, когда они закончились, от 1990-х остался пшик...".
Согласен с осенним патриархом. Культурные итоги 1990-х и правда невероятно убоги (Троицкий ненавидит Балабанова за "фашизм" фильмов "Брат", поэтому не упомянул его, хотя упоминать его, конечно, следует).
Но вот вопрос. Должно ли все это вызывать удивление? Угар наших девяностых это не тот угар, что в "их" шестидесятые (на которые больше похожи наши 1980-е).
Ну и великая культура творится освобождением, а не свободой. 1990-е же были именно что свободой, а не освобождением. Поэтому, как говорит в том же интервью по тому же поводу Троицкий, цитируя название собственной статьи: "Гора кокаина родила мышь".
PS: О художественном дуэте Владимира Дубосарского и Александра Виноградова я и не знал ничего. Глянул их картины. Ну ничего так. Хотя лабудово все-таки.