Трейнспоттинг: Локомотив ТЭМ2

Nov 30, 2016 19:49

Оригинал взят у zavodfoto в Трейнспоттинг: Локомотив ТЭМ2
Оригинал взят у yelkz в Трейнспоттинг: Локомотив ТЭМ2


Рассказывая про самый легендарный маневровый локомотив СССР и России я как-то уже подробно коснулся темы зачем этот класс поездов вообще нужен и кто там самый характерный представитель. А между тем вместе с чешской серией параллельно выпускал в столь же массовых объемах отечественный представитель - дизельный маневровый локомотив ТЭМ2

В то время как легендарные чехословацкие ЧМЭ3 делались в Праге, ни менее легендарное семейство ТЭМ делалось на Брянском машиностроительном заводе. В основном там специализация была на дизелях и маневровых локомотивах, но вот сейчас например и дизельные магистральные локомотивы производят 2ТЭ25А и 2ТЭ25К.
Итак, ТЭМ2 - означает тепловоз маневровый, с электрической передачей, типа 2 (осевая формула - 30-30). По логике его надо было всё-таки назвать ТМЭ2 - но видимо решили, что так проще произносить, возможно чтоб избежать путаницы с ЧМЭ2 (который производился с 1957-го года - первый ТЭМ1 - 1958-го года постройки).
Так или иначе первым локомотивом в семействе стал ТЭМ1 - наштамповать их успели без малого 2000 единцы. Производился с 1958-го по 1968-й, и в общем к 1968 с учётом всех выявленных недостатков началось производство его усиленной версии - ТЭМ2; разработка и первые образцы были построены ещё с 1960-го года, но фактически массовое серийное производство началось только во второй половине 60-х годов. В дальнейшем выпуск этих же локомотивов был налажен на Луганском тепловозостроительном заводе. Фактически производство этих локомотивов длилось 40 лет (с 1960-го года - первые образцы и до 2000-го - последние модификации) и было выпущено 6225 единицы:



ТЭМ2 вместе с ЧМЭ3 являются самыми массовыми и самыми популярными маневровыми тепловозами СССР и России - шутка ли - служить верой и правдой уже больше 50 лет. При этом не знаю как у других - я до недавнего времени даже не задумывался, что есть какие-то другие маневровые, кроме чешской серии. И в общем я так понимаю есть на то причины - всё-таки основной контакт простых людей и маневровых локомотивов происходит где-нибудь на Ж/Д вокзалах и пассажирских перегонах (где маневровые тепловозы таскают пассажирские вагоны). А там насколько я могу судить предпочтение отдается именно ЧМЭ3 (слышал отзывы, что они мол более надёжные и неубиваемые). Так или иначе, но насколько я могу судить ТЭМ2 применяется больше на переферии, как промышленный и вывозной локомотив. Ну и опять же - их очень легко спутать - на вид они очень похожи (самое характерное отличие - закругленная кабина)
На переднем плане справа ТЭМ2, сзади в современной раскраске РЖД ЧМЭ3 для сравнения:



Тем ни менее когда я разницу осознал, локомотивы серии ТЭМ стали не часто, но попадаться на глаза - скажем вот один из образцов, замеченный в районе станции Жигулёвское море - бодренько рассекал там, что-то с места на место двигал - занимался короче своей привычной деятельностью:











А это ТЭМ2УМ - одна из поздних подификаций ТЭМ2, с более мощным дизельным движком (1400 вместо 1200 л.с.). Производились с 1988 по 2000 (то есть до полного закрытие серии), всего было выпущено 1084 тепловоза. Основное назначение было всё-таки - промышленные предприятия. Данный образец был замечен в районе станции Трофимовский-2 в Саратове и вполне возможно приписан к заводу Техстекло (а может и станционный какой):



А этот кадр обнаружил у себя случайно - разбирая архивы. Я почему-то был уверен всё время что это стандартный ЧМЭ3 (ну потому что ещё можно увидеть на перегоне Саратов-1 - Трофимовский-1), однако сейчас присмотревшись, понял, что это именно ТЭМ2 (судя по характерному виду кабины и фарам)



железные дороги

Previous post Next post
Up