22 ноя, ЖЗЛ •Владимир Даль •Петр Вяземский •Михаил Миль •Глеб Котельников

Nov 22, 2016 00:30

Оригинал взят у pismadljaliz в 22 ноя, ЖЗЛ •Владимир Даль •Петр Вяземский •Михаил Миль •Глеб Котельников


22 ноября 1801 года (10 ноября по ст.ст.) родился Владимир Иванович Даль - русский писатель, ученый, лексикограф, этнограф, автор "Толкового словаря живого великорусского языка". Скончался 4 октября (22 сентября по ст.ст.) 1872.
         Даль широко известен сегодня как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Но это не все его таланты: он был разносторонней личностью, успешно занимался медициной и литературой.



Участвовал в войне против поляков, после был ординатором в Санкт-Петербургском военно-сухопутном госпитале.
          Одновременно Даль собирал информацию этнографического характера. Подружившись с Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Гоголем, Языковым, Одоевским, он также решил попробовать силы в литературе.
           Свою первую книгу «Русские сказки. Пяток первый» написал в 1832 году. Но книга была запрещена, и Даль долго после этого не мог публиковаться под своим именем. Он был одним из тех, кто был до конца рядом с Пушкиным после дуэли, старался спасти поэта, вел дневник истории болезни.
          Самым масштабным детищем Даля являются «Толковый словарь живого великорусского языка» и «Пословицы русского народа», которые были изданы в 1861 году.
          Он был автором многих статей по медицине, ряда естественно-исторических и этнографических работ, написал учебники по ботанике и зоологии.
           Умер Владимир Иванович Даль (22 сентября) 4 октября 1872 года в Москве.

22 ноября 1866 года в Москве, в дворянской семье купца родился русский живописец и график Василий Васильевич Кандинский - один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий. Умер 13 декабря 1944 года, в Нейи-сюр-Сене, Франция.



(10) 22 ноября 1878 года скончался в Баден-Бадене Петр Вяземский русский поэт и критик.
           Родился (12) 23 июля 1792 года в Москве.
           Во время Отечественной войны 1812 года Вяземский служил в ополчении и участвовал в Бородинском сражении. Сводная сестра Вяземского - Екатерина Колыванова - была второй женой Н.М. Карамзина. Благодаря этому, Вяземский был знаком со многими московскими литераторами - друзьями Карамзина - В.Жуковским, В.Пушкиным, Д.Давыдовым, К.Батюшковым, которые во многом оказали влияние на его творчество.
           В 1815 году они создали литературное общество «Арзамас». В 1819-1821 годах Пётр Вяземский служил в Варшаве. Там же он участвовал в собрании первого сейма, а также в составлении проекта конституции для России, которым руководил Н.Н. Новосильцев.
            Вяземский был убеждён в необходимости для России просвещенной монархии и европейских общественных институтов. За свои либеральные взгляды Вяземский был уволен со службы. К этому времени он уже был известен, как лирический поэт. Его элегии «Первый снег» (1819) и «Уныние» (1819) были высоко оценены А.С. Пушкиным.
            В 1828 году Вяземский создал одно из лучших своих сатирических произведений «Русский бог», которое было опубликовано в 1854 году в Лондоне Герценым.
            В 1830 году поэт вновь поступил на службу. Впоследствии он дослужился до больших чинов и занимал высокое положение при дворе Александра II. В последние годы жизни Вяземский работал над подготовкой к печати своего собрания сочинений, которое было опубликовано уже после смерти поэта.


22 ноября 1909 года в Иркутске родился Михаил Миль советский ученый и конструктор вертолетов.
           Ещё в 12-летнем возрасте он сделал модель самолета, которая победила на конкурсе моделистов в Томске.
           В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт, но проучился там недолго, его исключили «за непролетарское происхождение» (его отец был раввином). Тогда он переехал в Новосибирск, проработал около года в кожевенной лаборатории и уже как рабочий поступил в Донской политехнический институт в Новочеркасске. Окончив институт в 1931 году, Миль работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) им. Н.Е. Жуковского.
           В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 годы Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, в основном занимаясь усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости.
           С 1947 года Миль - главный конструктор, а с 1964 - Генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению. Под его руководством в 1951 году был сконструирован первый советский серийный 3-местный вертолёт Ми-1. В дальнейшем руководимый Милем коллектив создал ряд вертолётов (Ми-2, -4, -6, -8, -10, -10К, В-12, -24 и др.), на которых было установлено 60 официальных мировых рекордов, и которые были поставлены на вооружение отечественной армии. Сам конструктор был награжден многими государственными наградами.
          Умер Михаил Леонтьевич Миль 31 января 1970 года в Москве. Его имя носит Московский вертолётный завод и улицы в разных городах России.


22 ноября 1944 года умер Глеб Котельников советский изобретатель, создатель авиационного ранцевого парашюта.
         Родился (18) 30 января 1872 года в Петербурге, в семье профессора механики и высшей математики.
         Родители увлекались театром, и это увлечение привилось сыну. С детства он пел, играл на скрипке, а также ему нравилось мастерить разные игрушки и модели. Глеб окончил военное училище и, прослужив три года обязательной службы, ушел в запас - служил акцизным чиновником в провинции, помогал организовывать драматические кружки, сам иногда играл в спектаклях, продолжал конструировать.
          В 1910 году он вернулся в Петербург и стал актёром труппы Народного дома. В это время первые русские летчики показывали зрителям свои первые полеты на аэропланах. Котельников, с детства любивший технику, часами мог наблюдать за полетами невиданных машин. В 1910 году под впечатлением от гибели лётчика Л.Мациевича он решил построить аппарат, на котором пилоты могли бы опуститься на землю после аварии аэроплана, т.е. парашют.
           До этого они спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна и громоздка, поэтому использовали их крайне редко. Котельников пришел к твердому убеждению, что парашют должен в полете находиться на летчике и всегда быть готовым к безотказному действию. Парашют «РК-1» (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев и его первое показательное испытание Глеб Евгеньевич с успехом произвёл в июне 1912 года.
          Это был легкий парашют круглой формы, который укладывался в металлический заплечный ранец, открывался с помощью вытяжного кольца и действовал безотказно. Заслуга Котельникова и в том, что он первый разделил стропы на два плеча, что позволило парашютисту маневрировать. Котельников обратился в военное министерство, для оснащения военной авиации данными парашютами. Там его приняли, одобрили конструкцию, но отклонили «за ненадобностью».
         Только в начале Первой мировой войны военное министерство вспомнило об изобретателе и его «РК-1». Парашют был успешно применен на фронте. После революции в годы гражданской войны парашютами Котельникова также пользовались воздухоплавательные части Красной армии.
         В дальнейшем Котельников значительно усовершенствовал конструкцию парашюта, создав новые модели, которые были приняты на вооружение ВВС. В 1923 году он выпустил полужесткий ранцевый парашют «РК-2», позже появилась модель «РК-3» с мягким ранцем.
         Котельников первый разработал парашют, который мог опускать на землю грузы, коллективный парашют для спасения пассажиров при авариях гражданских самолетов и т.д.
         В 1926 году Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.
         Умер выдающийся изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников 22 ноября 1944 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
        С 1949 года деревня Салузи близ Гатчины, где изобретатель испытал созданный им парашют, названа Котельниково, а при въезде в неё открыт памятный знак с изображением парашюта.

даты ноября, календарь, В этот день..., день в истории, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up