Оригинал взят у
arigato в
Японские железные дорогиСистема железных дорог Японии по праву считается самой безопасной и пунктуальной в мире. Железные дороги буквально насквозь пронизывают Японию, складывается впечатление, что практически до самой отдалённой деревушки можно доехать по железной дороге. Японские железные дороги вездесущи и неотвратимы, они - такая же неотъемлемая часть японского пейзажа, как гора Фудзи. Все наверняка видели плакат, фотографию или календарь, где скоростной поезд синкансен на огромной скорости проносится мимо горы Фудзи. Непонятно, как гора Фудзи существовала до постройки у её подножия железной дороги.
Пассажирские поезда в Японии можно разделить на четыре категории: местные электрички (local), электрички-экспрессы (rapid), поезда дальнего следования и сверхскоростные поезда "Синкансэн" (обращаем Ваше внимание, что это не официальная классификация!) Поезда дальнего следования не популярны и немногочисленны. "Синкансэны" линии Токайдо, например, в свою очередь делятся на те, что идут со всеми "синкансэновскими" остановками (т.наз. "Kodama"), те, что идут с почти всеми остановками ("Hikari"), и те, что идут без остановок или почти без остановок ("Nozomi"). Билет на "Nozomi" стоит дороже, чем на "медленные" суперэкспрессы, и в реальной жизни все "Nozomi" все-таки делают одну остановку - в Нагоя.
Стоимость проезда колеблется от 15 до 440 долларов в зависимости от дальности поездки и класса поезда. Билет для поездки на небольшое расстояние покупаются точно также как и билет на метро - в специальных автоматах по продаже билетов. Билет для проезда на дальние расстояния покупаются в специальных билетных кассах на крупных станциях (в Токио, например, это Токийский вокзал). Билет нужно сохранять до конца поездки.
Железнодорожные станции Японии отгорожены от внешнего мира и от станций железных дорог других компаний воротами-турникетами. Для входа на станцию нужно купить билет - либо до станции назначения, либо самый дешёвый билет (в последнем случае при выходе, возможно, придется доплатить!) На любой станции можно купить билет до любой другой станции данной ж.д. компании, а на станциях "private railways" - еще и билет до многих соседних станций JR (но не наоборот!).
Для проезда на "синкансэне" требуется второй билет (для входа на территорию "синкансэнового" пространства и для выходя с нее). Билеты продаются как в автоматах, так и кассирами, которые, как правило, совсем не понимают по-английски. Над автоматами висит схема "местной" зоны с указанием стоимости проезда (местная - это, например, от Киото до Химедзи (Himeji), расстояние около 200 км). Стоимость проезда в оба конца в точности равна удвоенной стоимости проезда в одну сторону, стоимость детского билета - половине стоимости взрослого. Можно купить карточку на определенную сумму, например 1000 йен, 2000 йен, с которой при проходе по турникетам будут сниматься деньги. В последний раз приходится доплачивать перед выходом.