Жаніцьба коміна - обряд в филиале Ветковского музея. Гомель. Беларусь.

Oct 17, 2016 08:52

Оригинал взят у anonimusi в Жаніцьба коміна - обряд в филиале Ветковского музея. Гомель. Беларусь.
Жаніцьба коміна - женитьба дымохода

Впервые мне захотелось написать пост на белорусском языке.
Да, мои дорогие, не удивляйтесь, своим родным языком я владею очень хорошо, могу свободно на нем писать и говорить. Правда, новых правил и изменений не знаю, не понимаю и не хочу понимать тот корявый белорусский, который сегодня нам некоторые пытаются навязать под видом белорусского, но язык Купалы и Колоса знаю отлично.
Просто это тот самый момент, когда душу, культуру и традиции родной земли и родного края можно более точно выразить и донести родным языком, хотя я понимаю, что основная аудитория моих читателей русскоязычная, поэтому и текст буду писать на русском, но постараюсь донести вам ту самую сакральность, глубину и теплоту обряда.

И так, этот пост моих эмоций.
В субботу мы были в Гомельском филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Р. Шклярова, который находится в парке. Я не раз писала о различных мероприятиях и выставках, которые там проводятся. Музей уникален и самобытен, как и его работники.

Так вот, в филиале Ветковского музея в субботу прошла реконструкция обряда Жаніцьба коміна (Женитьба дымохода).
Если коротко, то это обряд первого осеннего зажигания света в доме.



Известен он был на Полесье и приурочен к дню Симеона Столпника, 14 сентября.
Сохранился в Столинском и Житковичском районе, в наше время можно наблюдать в деревне Погост Житковичского района.
Почему женитьба? Скорее, это обряд чествования дымохода или жертвоприношения. Это день, когда после долгого летнего перерыва зажигали в доме огонь. Ведь известно, что в деревнях с приходом тепла в доме переставали топить печь, еду готовили преимущественно на костре во дворе, да и дом не освещали, так как солнце заходило поздно, темнело тоже поздно, а деревенская жизнь летом насыщенная и утомительная. Как только начинало темнеть, люди управившись с домашним хозяйством, шли спать, так как утром надо было вставать очень рано.
Жаніцьба коміна означает также переход от уличных работ к работам в доме, к посиделкам долгими осенне-зимними вечерами. С этого момента начинался период домашних рукоделий, подготовки приданного, период отдыха от тяжелой работы в поле.
Это похоже на ритуал чествования домашнего священного огня, семейного очага.

Сам по себе обряд не имеет много элементов. Деревенский народ собирался в одном доме. Как правило, у кого-то побогаче, кто мог угостить гостей, да и люди шли не с пустыми руками.
Древний светильник, он же "жених", он же дымоход специально готовят к обряду: белят, украшают лентами, цветами, венками.
Затем зажигался под дымоходом огонь, дымоход осыпался семечками тыквы и подсолнуха, зерном.
Считалось, что тот, кто большую горсть семечек соберет, будет иметь большое счастье в этом году.
Все незамужние девушки тоже стараются семечки подобрать, так как считалось, если четное количество семечек собрано, то замужество скорое будет.

С кем женится дымоход? Кто говорит, что с избой, печью и с трудом долгими зимними вечерами.

Что мы увидели в филиале Ветковского музея?
Вот все то, что я описала. Но все было очень тепло и душевно, все было мило и дружно. Все гости стали участниками.
Создалось впечатление, что каждый окунулся в некое сакральное действо, в глубину времен, в события, которые берегли, ценили и несли своим потомкам наши предки.

Реконструкция обряда Жаніцьба коміна состоялась благодаря директору филиала Ветковского музея Петру Цалко при помощи Гомельской молодежной краеведческой общественной организации «Талака».

Участники и гости принесли с собой незамысловатые деревенские блюда.
Были колдуны и драники, сало и картошка, каша пшенная с тыквой, капуста квашеная и яблоки печеные. Был квас свекольный, необыкновенно вкусный и арбуз.
Были дети, смех, гармонь и праздник.
Было здорово и очень уютно.

Потом водили хороводы, пели песни, а дальше был ужин и обычные посиделки с песнями, легендами и танцами.

Спасибо!

Директор филиала Ветковского музея Петр Цалко рассказывает историю и суть обряда




Девушки наряжают импровизированный дымоход








Зажигание огня










Соблюдение традиций








Хоровод








Одаривание дымохода












Петр Цалко и "ТАЛАКА"


Беларуская вячэра (ужин). Арбузы у нас тоже растут, если что...


Колдуны




Каша с тыквой








В бутылках квас со свеклы. Необычайно вкусно.


Капусточка квашеная.






Гости поужинали и насаличь танцы с песнями






















[Нажмите, здесь еще фото...]




























































Не хотите пропустить новые записи? Добавляйте меня в друзья и подписывайтесь на обновления блога!
Добавиться в друзья
Подписаться на обновления.

[Важные мелочи...]Вам понравился этот пост? Поддержите меня, поставив лайк этой записи в своих социальных сетях, а можно просто написать комментарий! Мне важно ваше мнение!

Я в социальных сетях: Facebook | Instagram | ВКонтакте | Одноклассники | Официальный блог в Одноклассниках

Все материалы принадлежат автору блога.
Полная или частичная публикация без моего согласия запрещена!
Разместить мой материал в своем личном блоге или социальных сетях можно без разрешения, но не забывайте ставить активную гиперссылку на оригинал.

Готова к сотрудничеству!

Гомель, краеведческий музей, Беларусь

Previous post Next post
Up