Оригинал взят у
y4astkoviu в
"Отряд с обнажёнными мечами"
Баттотай - специальный отряд полиции, сформированный в Японии правительством Мэйдзи в 1877 году во время сацумского восстания Сайго Такамори.( Не следует путать с
Бяккотаем - отрядом сторонников сёгуната в войне Босин.) Отряд был вооружён японскими мечами или саблями.
Вместо предыстории: В начале реставрации Мэйдзи в японском правительстве состоялись дебаты об отмене самурайского обычая ношения мечей. В 1869 году эксперт Систематизационного бюро Мори Аринори предложил ввести общий запрет на владение холодным оружием для всего населения, за исключением военных. Из-за пассивной позиции подателя законопроекта большинство членов правительства отклонило его.
В 1871 году, после ликвидации ханов и основания префектур, некоторые идеи Мори были воплощены в указе о причёсках и мечах, который позволял оставлять оружие дома, за исключением торжественных церемоний.
Однако представители нетитулованного привилегированного сословия сидзоку, сформированного из бывших самураев, продолжали носить мечи каждый день, подчёркивая свой отличный от простого народа статус. В 1873 году, в связи с введением общей воинской повинности и создания общенациональных вооружённых сил Японии, императорское правительство решило для предотвращения восстаний окончательно упразднить самурайский обычай ношения мечей.
В 1875 году министр армии Ямагата Аритомо внёс предложение запретить ношение холодного оружия всем, за исключением военных действительной службы и полиции. Его проект лёг в основу указа о запрете мечей, который был принят 28 марта 1876 года. Официально постановление называлось «Запрет ношения мечей за исключением лиц в церемониальной одежде, военной или полицейской униформе»:
"...Этим провозглашаем, что отныне запрещается носить мечи, за исключением лиц в церемониальной одежде, а также устоявшейся для военных и полицейских униформе. Мечи нарушителей будут конфискованы."
Указ отменил привилегию нетитулованного привилегированного сословия на ношение оружия и уравнял их в правах с простым народом. Рядовым стражам правопорядка предписывалось для наведения покоя предписывалось использовать деревянные мечи - "Боккэн". Реализация указа вызвала сопротивление бывших самурайских слоёв. Оно выразилось в ряде антиправительственных выступлений.
Члены Баттотая одержали победу над повстанцами в ходе битвы за гору Табарудзака. Их успех в бою на мечах привёл к возрождению интереса к искусству кэндзюцу (владения катаной), заброшенному после реставрации Мэйдзи, и, как следствие, к формированию современной дисциплины кэндо.
(Сайго Такамори (во французской форме), в окружении своих офицеров в традиционных доспехах. Иллюстрация 1877 года)
В ходе многодневной осады правительственными войсками горы Табарудзака, где находились повстанцы Сайго Такамори, было установлено, что войска терпят серьёзный урон от атак мятежников в ближнем бою. Это было связано с тем, что большую часть правительственных сил составлял набранный по призыву «простой люд», крестьяне и горожане, никогда не учившиеся сражаться мечом. В бою на мечах с самураями Сайго они неизменно погибали.
СПРАВКА: битва у горы Табарудзака стала одной из самых кровопролитных кампаний войны Сэйнан (29 января - 24 сентября 1877). У Табарудзака находилось около 15000 самураев из Сацумы, Кумамото и Хитоёси, они противостояли девятой пехотной бригаде Императорской армии (около 9000 чел.). Имперские силы победили, но обе стороны оказались с тяжелыми потерями. В ходе ожесточенных столкновений стороны потеряли примерно по четыре тысячи человек.
(Столкновения армии Сайго с правительственными силами)
Чтобы изменить ситуацию, полицейское командование, среди которого было много лиц самурайского происхождения, обратились к армейскому командующему
Ямагате Аритомо с предложением набрать отдельный отряд из способных фехтовальщиков. Ямагата дал разрешение, и таковой отряд из сотни людей был набран.
14 марта 1877 года Баттотай по приказу командования атаковал гору Табарудзака. После двух дней сражения с сацумскими повстанцами отряд понёс тяжёлые потери: 25 убитых и 54 раненых.
(Битва у Табарудзака: правительственные войска слева и восставшие самураи в правой части изображения)
Несмотря на то, что меч в конце 19-го века считался давно устаревшим оружием, Баттотай возродил среди японцев интерес к кэндзюцу, от которого отказались было после поражения сёгуната. Наибольшим сторонником возрождения кэндзюцу оказался «отец японской полиции» Кавадзи Тосиёси.
Он опубликовал работу «К вопросу о восстановлении фехтования» и в 1879 году полицейское управление начало нанимать инструкторов для обучения своих сотрудников фехтованию.
В 1885 году была написана песня
«Баттотай» , прославляющая членов отряда. Автором слов был педагог, литературовед и социолог Тояма Масакадзу, музыку сочинил приглашённый из Франции композитор Шарль Леру. Песня оказалась очень популярной и, подобно маршу «Мия-сан, Мия-сан», породила множество переделок и подражаний.
СПРАВКА: в манге «Бродяга Кеншин» появляется отряд Баттотая, не очень, кстати, любимый простым народом. Капитаном отряда мечников является Хаджиме Сайто, имевший свой исторический прообраз.
(Страница манги с описанием специфики отряд Баттотая)
В 1886 году Шарль Леру создал «Армейский марш» ( 陸軍分列行進曲 ) путём аранжировки мелодий «Баттотая» и написанной им ранее «Песни о Стране Восходящего Солнца» (扶桑歌 ).
Click to view
«Армейский марш» был принят Японской Императорской Армией в качестве официального гимна. На сегодняшний день его используют в качестве гимна японские сухопутные силы самообороны и полиция.
АНИМЕ ВЕРСИЯ:
Источник записи