Оригинал взят у
raven_yellow в
Булгаковская Москва. Булгаковский дом. Часть 2Продолжим экскурсию по "булгаковскому дому" и осмотрим оставшуюся часть помещения. Во второй комнате справа всё время проходят какие-то лекции, и я едва успел её сфотографировать, загородив собой дверь от напирающих энтузиастов. Потом меня вытолкали.
И мы переходим в левую половину квартиры. За ширмой секретная часть помещения, а ещё слева есть шкаф с потайным проходом туда же.
"Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутою ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства... поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись - Бегемот."
В квартире №34 этого дома проживал давний друг Булгакова, с которым он познакомился еще в годы Первой мировой войны, когда работал врачом в прифронтовой зоне Рудольф Кибель.
Весной 1924 года семейное счастье Булгаковых дало трещину. Теперь уже бывшая жена писателя Татьяна Лаппа осталась жить в квартире №50, а сам он временно перебрался к бывшему фронтовому товарищу Рудольфу Кибелю. И именно в его квартиру писатель поселил персонажей «Мастера и Маргариты».
"Все же квартира описана в романе именно 34-я. По расположению комнат, квартир и как бы кухни, она более подходит под это описание, чем 50-я квартира", - утверждает житель дома Сергей Щепин. Но в этой квартире живут и в неё не попасть.
Какая знакомая вещь! Тот самый примус. Сравните с картинкой ниже.
"Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, - недружелюбно насупившись, проговорил кот."
В советское время в доме по Большой Садовой, дом 10, находилась организация Минмонтажспецстрой. В 50-й квартире как раз размещалось чертежное бюро, в подвале - машинописное. Но с развалом Советского Союза закончилась и эта организация. А вместе с Союзом рухнули и мечты жильцов перенаселенных коммуналок о новых просторных квартирах.
Дом был списан с баланса государства и, казалось, никому не нужен. Его состояние стремительно ухудшалось. Спасла его группа энтузиастом во главе с Николаем Голубевым, директором музея.
Работали на голом энтузиазме. Собственные силы, время и немалые деньги тратили легко и с желанием. Во время реконструкции было найдено немало интересного. Например, подземный ход на Садовое кольцо. А на чердаке нашли пять тайников в кирпичной кладке, правда, уже разворованных.
Четверть помещения занимает буфет, в нём же продаются сувениры, книги и компакт-диски. Ассортимент еды небогат, только кофе и пирожные.
А в былые времена тут предлагали кое-что повкуснее.
"Тут в багровом свете от камина блеснула перед буфетчиком шпага, и Азазелло выложил на золотую тарелку шипящий кусок мяса, полил его лимонным соком и подал буфетчику золотую двузубую вилку."
Мы взяли только кофе и водичку. Я думаю, Мастер поступил бы точно так же.
А ещё в буфете можно купить печенье с предсказанием. Съедаешь печенье и читаешь записку.
Вот что я прочитал, разломив печенье. В принципе, я согласен с тем, что они написали. А то я без них этого не знал!
В квартире два роскошных туалета. Я так люблю спускать воду за цепочку, что несколько раз заходил в туалет, спускал воду, и, счастливый, выходил обратно.
А вот ванной комнаты в квартире нет. Но зато в подвале дома хранится ванна, в которой по преданию мыла ноги Айседора Дункан. Зачем она их мыла? Она неоднократно танцевала здесь, а танцевала она босиком. Правда, не в этой квартире.
Во дворе висит вот такой плакат. Видимо, его решили долго не снимать, я фотографировал в конце июня, а день рождения Мастера 15 мая.
А вот эта дверь ведёт в настоящую квартиру Булгакова. Но в неё мы попадём в следующей экскурсии.
Все материалы взяты из рассказов директора музея Николая Голубева и жильцов дома. На их истинности я не настаиваю.
В теме были использованы иллюстрации Елены Мартынюк, Жана Лурьё и "Ретроателье". Возможно, кого-то я не упомянул, но найти авторов уже не представляется возможным.