Булгаковская Москва. Булгаковский дом. Часть 1

Sep 07, 2016 21:52

Оригинал взят у raven_yellow в Булгаковская Москва. Булгаковский дом. Часть 1
Речь идёт о Доме-музее Михаила Булгакова, описанном в романе как Садовая 302-Бис, современный адрес - ул. Большая Садовая, д. 10.
Не все знают, что по этому адресу находятся два музея Булгакова - "Верхний", на четвёртом этаже, в котором, собственно, и происходили события романа, и "Нижний", на первом этаже, где не происходило ничего. И хотя тут ничего и не происходило, очень легко представить обратное.



Дом имеет статус объекта культурного наследия, сегодня под его крышей располагается «Музей М.А. Булгакова» (называемый в простонародье "Нехорошая квартира") и культурно-просветительский центр «Булгаковский дом». Сегодня мы идём во второй. Когда-то на его месте находился домком или жилтоварищество, в котором заседали люди, всю жизнь гнобившие писателя.



Дом на Большой Садовой, ставший первым московским приютом Михаила Афанасьевича Булгакова, был построен в 1902-1903 годах. Он принадлежал известному московскому купцу и меценату Илье Давыдовичу Пигиту, владельцу табачной фабрики «Дукат».



Здесь в свое время располагалась мастерская известного театрального художника Георгия Якулова, друга Есенина, Мейерхольда, Таирова. Именно в его квартире №38 3 октября 1921 года Есенин познакомился с Айседорой Дункан.



Во дворе видим экскурсионный автобус, который курсирует по Москве по булгаковским местам. А ещё есть такой же трамвай.



В этом же доме в квартире номе пять жила Фанни Каплан. Именно отсюда она пошла убивать Ленина. 3 сентября матрос Мальков расстрелял Каплан и сжег ее в бочке с бензином в Александровском саду. При этом присутствовал прототип Ивана Бездомного стихотворец Демьян Бедный.



Считается, что дом Пигита стал первым после революции домом в Москве, откуда новые власти выселили богатых жильцов и устроили коммуналки для рабочего класса.



В маленьком аппендиксе двора расположен Булгаковский театр. Все актёры как один утверждают, что для того, чтобы играть в нём, необходимо получить разрешение самого Михаила Афанасьевича. Те, кто его не получил, умирали при самых загадочных обстоятельствах. А у одного режиссёра перед премьерой случился инфаркт, и он просто отменил премьеру.



Некоторые, не получившие разрешения, отделались легче - они просто попали в психушку. Я не знаю, каким образом Булгаков выдаёт эти "разрешения", может, во сне, или посылает какой-то явный знак, но играть в этом театре просто так нельзя.



Вот в этот ящик посетители опускают письма для Мастера. Кто их читает, и отвечают ли на них, я не знаю.



В доме постоянно творится чертовщина. Например жильцы дома говорят, что часто по ночам они просыпаются от громкого цокота копыт во дворе, но при этом двор совершенно пустой.



Многие из жильцов, и тех, кто приходят сюда посетить музей утверждают, что у них возникает твёрдое чувство, что за ними кто-то наблюдает, и взгляд этот не добрый.



А сотрудники музея, которые совсем не производят впечатления ненормальных, вспоминают, как в музее периодически по ночам включаются противопожарные и охранные сигнализации, причём эти сигнализации не подключены к электричеству.



За лестницей небольшой коридор. Справа две комнаты, слева комната и буфет, впереди туалет. Тут слишком темно, а вспышку не включить. Перед нами довольно редкий для музея экспонат - трамвай. Под его колёсами гипсовая голова. Эту голову нашли под землёй, когда что-то копали во дворе дома. Рядом с головой откопали старый трамвайный рельс.



Под статуэткой недавно поставили знаменитый "ящик любви". Есть поверье, что если влюблённые приедут сюда и каждый опустит в этот ящик письмо с признанием в любви, они никогда не расстанутся, и жизнь их будет долгой и счастливой.



В обоих музеях огромное количество пианино, часов, примусов, книжных шкафов и печатных машинок. И ещё почему-то швейных.



Обратите внимание - пианино, часы, шкаф.



Только есть отличие. На картинке сверху часы со стрелками, а в реальности без. И это правильно. Такие часы никогда не покажут неточное время. И вообще они означают, что времени не существует.



Некоторые шкафы в этой квартире с секретом. Они отодвигаются в сторону, и за ними обнаруживается проход в другое помещение. Ну или в другое измерение.



Вот с этого телефона можно позвонить Мастеру, Булгакову, Богу и Ленину. Остальным - нельзя, не сработает. Мы, правда, не звонили.



В этом доме всё имеет какой-то тайный смысл. Например, номер дома (дом 10 по Садовому) становится номером 302 бис. Три + ноль + два это пять, "бис" означает "второй" (корпус два) , пять умножаем на этот "бис" и получаем настоящий номер - десять. Правда лично мне всё это кажется высосанным из пальца.



Булгаков эту квартиру, как и этот дом, будет сжигать неоднократно. Это, к примеру, рассказ «Дом Эльпит-Рабкоммуна №13». Там Аннушка решила печь потопить паркетом, к сожалению, сгорел дом.



Мне понравился сериал "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко, пожалуй, лучше снять невозможно. Единственный персонаж, который мне не очень симпатичен, это сам Мастер, которого сыграл Александр Галибин. Я привык, что он - Пашка-Америка.



А вот эта статуя совершенно уникальна. Создатель её, скульптор Наталья Базюк, работала не опираясь на рисунки и фотографии писателя, а исходя из воспоминаний тех людей, которые хорошо знали Булгакова лично.



Фото на память - троица, моя суженая, Булгаков и охранник музея в форме донского казака чина есаула. С этим есаулом интересно поговорить, он очень много знает, и даже имеет свою собственную теорию "мысленного привлечения счастья".



Представилось, что именно здесь Воланд предложил Лиходееву похмелиться, так сказать, "лечить подобное подобным".
"Единственно, что вернёт вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской".



Хотя чуть позже водкой, да и закуской, воспользовались уже другие персонажи.



Далеко не отходите, продолжение следует!

дом-музей, писатели

Previous post Next post
Up