Австрийский след

Aug 24, 2016 09:20

Оригинал взят у olgina67 в Австрийский след


"Любую современную архитектуру, в которой линейка и циркуль... сыграли некую роль, можно выкинуть" Потому, что "прямая линия - единственно не-творческая линия. Единственная линия, не соответствующая человеку, как творению Госспода". Ф.Х., "Манифест заплесневелости", 1958 и "участь Лооса" 1968Pазвернемся в марше. В паре сотен метров от аэропорта на небольшом перекрестке стоит терем-теремок ради которого все и затевалось.


Хундертвассера я походя и между прочим коллекционирую давно. Что ж не коллекционировать, когда мимо пробегает. И рассказываю о нем регулярно. Последним уловом был Бад Блумау неделей раньше. И хотя Швейцарский экземпляр видан не раз, показать его надо было и оприходовать - описать - тоже.


Knotternstrasse 2, 9422 Staad am Bodensee, Schweiz. Здание первоначально проектировалось как крытый рынок, в котором должны были предлагаться естественные продукты из региона. Тем временем, тем не менее, здание используется для культурных мероприятий. <..........>


Сюда первым делом был привезен на погулять папав один из его первых приездов ко мне. (2004?)


Кстати, в другой интерпретации адрес звучит вот так: Markthalle Altenrhein Knotternstrasse Thal, St. Gallen. И это уже вторая деревня Таль за эту неделю.


Хороший и достаточно полный список его творений есть вот здесъ. Парочку я или не помнила или не знала, как фонтан в Линце. Когда теперъ доберусь.


Идея и концепт Фриденсраиха Хундертвассера, план - архитектора дипл.Инженера Петера Пеликана.


Позолоченные луковые купола, светящиеся цвета, изогнутые линии, неравные окна, шероховатые поверхности, пестрые колонны из керамики, тенистые крытые галереи и озелененные скаты крыши - это признаки архитектуры Хундертвассера. Его идея заключалась в том, что он хотел исключить всю уравниловку, стерильность и анонимность. Мечтой и целью было дать каждому отдельному человеку человеческое индивидуальное окружение и одновременно поддержать природу в ее правах.


Как многие другие знаменитые строения в Европе и Японии - это здание - впечатляющий пример необычных аритектурных идей всемирно известного художника.


Открыта лавочка:
Летом (апрель-октябрь):
Апрель ежедневно 13:30 - 17:30
с мая ежедневно 10:00 - 17:30
зимой (ноябръ - март)
Сб-Вс 13:00 - 17:30
Вход взрослым Fr. 5.-


Бутылочная стена напоминает оформленный Хундертвассером "Bottlehouse" на его земельном участке в Новой Зеландии. При оформлении фасадов было проведено гофрирование штукатурки


В принципе можно, конечно, наверх и не подниматься, а обойти здание вокруг, выпить кофе (который в швейцарии лучше не пить, а доехать уже до Австрии) и уехать. Но наверху на мой взгляд-самое интересное. Кстати я наверх раньше тоже не поднималась.


Приключения строительства здания описаны автором в книге, которую там же можно и купить


Одним из самых его любимых материалов была керамическая плитка, которая использовалась художником зачастую неожиданно и превращалась в замысловатую волшебную мозаику.

 

"Он говорил на семи языках и путешествовал всю жизнь. Боролся за гармонию человека с окружающим миром, но не мог достичь гармонии с самим собой. Эксцентричный космополит, гениальный бродяга, завоевавший своим творчеством столько же поклонников, сколько и противников, никто из которых, впрочем, не собирался отрицать, что австрийский архитектор Фриденсрайх Хундертвассер обладал поистине феноменальным талантом.


После войны, в 1948 году, рисующий всегда и везде Хундертвассер поступил в венскую Академию изящных искусств, но всё время проводил на выставках художников Вальтера Кампманна, Эгона Шиле, Климта и других модернистов группы «Сецессион». Не проходит и трех месяцев, как будущий гений бросает Академию искусств и отправляется путешествовать, предварительно смутив общество провокационной речью «Каждый должен быть творцом», в которой объяснял, что вовсе не обязательно получать образование, чтобы заниматься искусством. Чему сам и следует: после Венской академии будущий архитектор, живописец, дизайнер больше нигде не учился.


Фридрих уезжает в Италию, а затем в Париж, где продолжает поиски собственного стиля и меняет имя. Став Фриденсрайхом Хундертвассером, что в его интерпретации означало «царство свободы и ста вод», позже он добавил к своему и без того сложному имени еще пару составляющих - по названиям кораблей, на которых путешествовал, - «Регентаг» и «Дункельбунт («дождливый день» и «темное разноцветье»). Хундертвассер утверждал, что если у человека много имен, то в нем соединено множество личностей. Может, он и прав...


В начале пятидесятых 20-го столетия Хундертвассер осел в Париже и погрузился в изучение модернистских стилей и течений в искусстве. Ван Гог с его «спиральными завитками света», Гауди с утонченными извилистыми линиями и «битой» мозаикой, а также Лентулов, выписывающий купола Собора Василия Блаженного широкими аляповатыми мазками, - навсегда стали кумирами Фридриха. Постимпрессионизм, сюрреализм, другие живописные «измы» - художник пробовал дерзать почти во всех жанрах. А вот трансавтоматизм был уже его изобретением, мысль о котором пришла в голову Хундертвассеру, когда он лежал в больнице с гепатитом.


Его тогда занесло, конечно, но потом «заносило» еще много раз. Стремящийся к единению с природой, Фриденсрайх отверг прямую линию как в природе несуществующую и провозгласил стиль «бесконечной линии», то есть его любимой спирали, которой восхищался еще в детстве, наблюдая за... улитками в домиках, увидев в них совершенство формы. Стиль этот он назвал «трансавтоматизмом».


Вершиной хулиганства Хундертвассера явились его «голые» выступления в Мюнхене в 1967 году в телешоу «Как обустроить город» и в том же виде, и с голыми же ассистентками - перед университетской аудиторией со своим знаменитым манифестом «Право на третью кожу». «Они строят кубы на перпендикулярных улицах Вены... Это безумие!» - говорил Хундертвассер. Прямые линии и углы он называл причиной упадка, из-за которого человек никогда не достигнет гармонии с природой. «Однообразные дома с однообразными стенами - да это концлагерь!» - возмущался архитектор. И построил свой дом.


Философию гармонии с природой бунтующий архитектор, будучи разносторонним творцом, воплощал везде, где мог, не гнушаясь никакой работы, принимая любые заказы. Много занимался графикой, предпочитая цветные техники, с особым удовольствием проектировал почтовые марки, конверты и открытки, да так удачно, что в 1983 году получил две золотые медали за марку с изображением здания ООН в Женеве и марку с изображением президента Италии Сандро Пертини. А в 1997-м получил гран-при филателистов Германии. Его дерево-спираль на почтовых штемпелях ознаменовало новый этап в развитии искусства почтовых марок, начало которому положил еще Густав Климт.


Хундертвассер разрабатывал дизайн жетонов для казино, телефонных карточек и плакатов, выпустил коллекцию авторской посуды. И на всём создавал свои оригинальные рисунки. По его проекту были созданы флаг Новой Зеландии и флаг «Мира для Ближнего Востока» (зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне). Художник разрабатывал внешний дизайн самолета «Боинг-757» и параллельно работал над иллюстрированием Библии.


«Каждый рисует свой мир самостоятельно», - любил повторять Хундертвассер. Сам он нарисовал более 700 работ и создал по всему миру более 50 архитектурных проектов, завоевавших огромную популярность. Его сооружения, в которых художник воплотил свои идеи, может быть, нравятся не каждому, однако они узнаваемы, интересны и необычайно притягательны. <Анатолий Сигалов (Ульм)>


"Многие здания Хундертвассера широко известны, а это как-то вниманием обычно обходят. Написано о нём мало. Построено в 1998-2001 годах. Достроено уже после смерти архитектора. Даже не знаю, на каком этапе строительства здесь был автор!
Называется Markthalle Altenrhein, Altenrhein Indoor Market, на русском пишут - "здание крытого рынка". В путеводителе "Вокруг света" - просто "дом Хундертвассера". Никакого рынка, там, конечно, нет. Что-то вроде небольшого выставочного зала. Ещё там сувенирный магазинчик и кафешка." - очень приятно было встретить воспоминания об этом месте от Наташи ne_nai


Есть время разбрасывать камни и есть время их собирать. С моего житъя-бытья в Швейцарии прошло уже достаточно времени, чтобы муть осела и стало можно собирать зерна и крупицы того, что интересно, необычно, красиво, любопытно. тем более, что вернуться на посмотреть пристально можно достаточно беспроблемно. Хундертвассер одним своим зданием в приграничной деревушке вписал с размаху страницу в истории швейцарской архитектуры. Это, безусловно, реверансы и поддавки, но в списочек аккуратно внесен, убедитесъ сами.


Хундертвассер считал, что жизнь в одинаковых домах-коробках ограничивает людей в праве на гармонию и собственный вкус: людям навязывают безликие и бездушные стены, не имеющие индивидуальности. А на самом деле, каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него. Именно с такими мыслями Хундертвассер возглавил несколько проектов по "реабилитации" бывших мануфактур - унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема и замки. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность.


Несколько слов надо сказать о проектировщике здания.
Петер Пеликан (* 29 октября 1941 в Св. Пёльтене, Нижней Австрии) - австрийский архитектор, который выделяется прежде всего своим сотрудничеством с заинтересованными в конструктивном оформлении художниками. Пеликан изучал архитектуру в Техническом институте, сегодня Технический университет Вены, и закончил его дипломированным инженером. В 1972 он поступил на службу города Вены и работал в 19 отделении магистрата 19, городское оформление. С 1980 Пеликан посвятил себя архитектурной реализации и сотрудничеству в проектах Фриденсраиха Хундертвасера, но также и другим неортодоксальным строительным планам. Один из самых значительных проектов, в планировании которых участвовал пеликан с 1981, - это дом Хундертвассера в Вене.


К реализованным с хундервассером проектам относят в том числе художественный дом Вены (1989-91), термы Бад Блумау (1990-97), преобразование приавтобанной харчевни Fischau (1989-90) и в Германии дом Хундертвассера в Bad Soden am Taunus(с 1990), ясли-сад в Heddernheim (около Франкфурта-на-Майне), а также Зеленая цитадель Магдебурга (вместе с Хайнцем М. Шпрингманном) и "башню Kuchlbauer" в Абенсберге. Пеликан планировал также крытый рынок в Altenrhein SG в Швейцарии. Пеликана за лояъностъ в сотрудничестве с Хундертвассером, основанную на совпадении идей, насмешливо дразнили "пятидесятивассером".


Однако Пеликан работал и для других художников с неодекоративной - "антирационалистической" точкои зрения на архитектуру, например Arik Brauer или Готтфрид Кумпф. К примеру, он предложил Арику Брауэру специальную поддержку, когда тому поручили в 1991 заново оформить один жилой дом на Гумпендорферштрасе в Вене. Готтфрид Кумпф помогал Пеликану в 1991-1992 в оформлении и в строительстве ресторана для туристов с присоединенным отелем на австрийском восточном автобане A4 при Göttlesbrunn.


Не знаю, у кого-как, у меня Хундертвассер лезет уже из ушей как и Климт, но, к сожалению, это еще не конец. Только тссс, Рената об этом еще не знает. А мы поехали дальше, к последнему на этот день пункту нашей многострадальной программы.

image Click to view



архитектура, Швейцария

Previous post Next post
Up