Оригинал взят у
karolina_rona в
Автопортрет художникаЧитала "Историю зеркала" С. Мельшиор-Бонне, и, как иллюстрация одной из тем книги, перед мысленным взором высветились мои любимые автопортреты художников.
Мне нравится, когда художник делает себя участником изображенных событий, как бы свидетельствуя своим присутствием его истинность. В "Афинской школе" Рафаэль скромно притулил себя справа в нижнем углу, откуда он с полоборота выглядывает с задумчивым выражением глаз и изящной грацией человека эпохи чинквеченто.
Иное дело - Веласкес в своих "Менинах". Здесь он - центральная фигура, столб, держащий на себе все строение. Художник изобразил себя в процессе творчества, и его лицо выражает сосредоточение и легкую досаду на то, что ему помешали, вынудили отвлечься. А помешала ему своим появлением королевская чета...
Ян Вермеер тоже написал себя за созданием картины, и тоже портрета, однако демонстративно показал зрителю только свою спину, отгородившись таким образом от суеты сует, погрузившись только в мир своей модели... Интересно, он бы заметил, что в мастерскую вошел король, случись такое?)))
Зато совершенно открыт зрителю Альбрехт Дюрер в своем абсолютно фронтальном автопортрете, настолько тщательно и детально передающем все черты его облика, что поневоле опускаешь глаза, встретившись с его прямым взглядом. В эпоху, когда художники обычно изображали себя в полуанфас, такой автопортрет выглядел вызовом. Exegi monumentum...
В XVIII веке утверждение ценностей индивидуализма было уже привычным делом, и Давид пишет себя анфас, обратившимся к зрителю с интонацией вопроса в больших черных глазах, с кистью и палитрой в решительных руках. Очень лаконичный портрет, но какое напряжение в позе, во взгляде! Как чувствуются в спокойном, казалось бы, колорите картины сполохи бушующего пожара!
В начале ХХ века все становится гораздо менее пафосным, хотя события вокруг бушевали неслабые. Вот чудесный, полный здорового юмора "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского" кисти Ильи Машкова. Художник изобразил себя и друга Петра как высококультурных и всесторонне развитых личностей, не чуждых всем радостям мира. Очень бодрая картина, неизменно повышающая настроение. Надо заметить, что две изображенные в рамках вазы со цветами были ранее портретами жен художников, но дамы не захотели фигурировать в картине, и Машков со свойственной ему здоровой иронией переделал их в вазы. А все-таки, какая прелесть этот автопортрет с другом!
И еще один прелестный, очень лиричный и светлый автопортрет - "Перед зеркалом" Зинаиды Серебряковой. Такой домашний мир, уют мирного существования, радость от каждой минуты неповторимого бытия, увы, утекающего с каждым мгновением куда-то в неизбежность...