Музей археологии Приамурья

Apr 22, 2016 17:40

Оригинал взят у dkphoto в Музей археологии Приамурья



1 Хабаровский музей археологии был основан сравнительно недавно - в ноябре 1998 года. Структурно он входит в состав Краеведческого музея им. Гродекова.
К числу отличительных черт археологического музея можно отнести тот факт, что он является единственным на Дальнем Востоке, целиком посвященным далекому прошлому Приамурья.




2 Музей занимает двухэтажное каменное здание постройки 1900 года - доходный дом купца Б.П. Люббена (ул. Тургенева, 86), являющийся памятником архитектуры федерального значения. Кстати, просветительская функция здания не менялась с 1980 года, когда в него въехал музей Комсомольской славы.



3 Экспозиция по сути начинается еще перед входом в музей. На склоне улицы Тургенева установлены камни с копиями древнейших наскальных рисунков Сикачи-Аляна, созданных 10-13 тысяч лет тому назад племенами осиповской культуры. Среди петроглифов преобладают зооморфные сюжеты - изображения животных и птиц. Кстати, по ним ученые вполне в состоянии судить о лесостепной фауне, существовавшей в Приамурье на рубеже поздней ледниковой эпохи и потепления.



4 Эта резная каменная стела - почетный памятник целомудрию и преданности супруги покойного господина Бао Юнчуня из корпуса Окаймленного желтого знамени ханьйской армии, установленный в 1885 году и доставленный в музей Н.И. Гродековым четырнадцатью годами спустя.



5 Экспозиции занимают преимущественно второй этаж здания. К слову, при музее работает также гончарный кружок, в первую очередь, разумеется, ориентированный на детей.
Взрослый входной билет в музей стоит 70 рублей, разрешение на фотосъемку - 100.



6 Первый зал посвящен эпохе палеолита, отстоящей от нас на 30-12 тыс. лет.



7 В глубине зала устроено нечто вроде диорамы, иллюстрирующей образ жизни человека в ту неприветливую эпоху.



8 Примитивные каменные орудия древних обитателей Дальнего Востока и места их обнаружения. Как видно, тут преобладают отколотые и грубо обработанные каменные пластины, способные служить лезвиями и инструментами.



9 Здесь среди прочего можно видеть бивень мамонта.
Вообще же коллекция музея включает в себя более 160 тыс. экспонатов, причем около 1200 из них являются уникальными. В основу фондов легли экспонаты, найденные еще В.К. Арсеньевым и А.П. Окладниковым. Научные сотрудники музея продолжают пополнять коллекцию в ходе археологических экспедиций.



10 Второй зал рассказывает о неолите - эпохе, отделенной от нас 3-13 тысячами лет.
Основным занятием племен Нижнего Амура тогда стало рыболовство с ориентацией на добычу лососевых. Рыба обычно вылавливалась о больших количествах и заготавливалась впрок.



11 Реконструкция фрагмента жилища поселения Сучу на Нижнем Амуре. Деревянные детали конструкций тогда все еще изготавливались каменными инструментами, которые принципиально мало чем отличались от тех, что использовались еще в палеолите. Однако техника шлифования, появившаяся в неолите, позволяла лучше обрабатывать рабочие части орудий, в частности наконечники стрел, лезвия скребков, тесла и т.д.



12 Копия весьма известного фрагмента сосуда с изображением личины, найденного в нижнеамурском поселении Вознесенское. Подобные керамические изделия изготавливали 4,5-6 тыс. лет назад.



13 В третьем зале представлены археологические реконструкции.
В этой витрине, к примеру, показано, как глыбу алевролита, предварительно обработанную сколами, оббивали до заготовок тесел, после чего следовала пришлифовка. Это технология позднего неолита.



14 Рубящие шлифованные орудия.
Каменное тесло, кстати, было сравнительно долговечным инструментом. При аккуратном использовании его ресурс составлял не менее 250 часов непрерывной работы.



15 Наконечники для стрел.



16 Процесс изготовления керамических сосудов вручную, без гончарного круга. Племена Амура широко использовали технику кольцевого налепа, при которой горшок собирался из последовательно накладываемых друг на друга глиняных лент.



17 Посуда тогда являлась не просто хозяйственно утварью, но несла также сакральную нагрузку. Здесь можно видеть ритуальный сосуд.



18 Древний способ рубки принципиально отличался от современного, поскольку специфическая форма каменного лезвия обеспечивала не режущий, а раскалывающий эффект. Удар инструментом наносился «от себя», в результате откалывалась длинная щепа. Таким образом дерево обтесывали по кругу до падения ствола. Эксперименты показали, что ствол толщиной до 30 сантиметров рубили в течение 10-15 минут.



19 Реконструкция крупного неолитического поселения Мари-5.



20 Некогда оно располагалось в долине реки Девятки Солнечного района у подножья скалистой сопки Мари.



21 Сотрудниками музея на раскопках древнего поселения были обнаружены мастерская по обработке камня, остатки крупного наземного сооружения, обнесенного земляным валом, хозяйственные ямы. Больше всего было найдено керамики - свыше 30 тыс. фрагментов.



22 Находки относятся к вознесеновской неолитической культуре - около 3500-4000 лет назад.



23 Четвертый зал посвящен эпохе палеометалла - это бронзовый и железный века - с XIII века до н.э по IV век н.э.
Здесь можно видеть шиферные кинжалы, изготовленные 3000-2500 лет назад. Вообще племена Нижнего Амура, не всегда имея возможность использовать бронзу, нередко пытались придавать своим каменным орудиям внешний вид металлических, вероятно, полагая, что благодаря этому изделия приобретут достоинства бронзовых.



24 Слева лежат литейные формы для изготовления пуговиц, справа - бронзовые долота.



25 Шлифованный топор, как и сказано на таблчике. :)



26 Керамические сосуды из захоронений могильника Быстра-2, закат Урильской культуры.



27 Реконструкция жилища раннего железного века, созданная по материалам раскопок поселения польцевской культуры у села Малмыж.
Обычные жилища тогда представляли собою прямоугольные сооружения с углубленным в землю полом. Четырехскатная крыша из жердей опиралась на вкопанные столбы, покрывалась дерном и частично засыпалась землей. Очаг в центре жилища имел обкладку из деревянных плах, дым выходил через квадратное отверстие в крыше. Спали и мастерили утварь и инструменты на скамьях, расположенных вдоль стен и застеленных плетеными циновками и шкурами. Дополнительными источниками света служили глиняные светильники, горевшие на топленом жире.



28 За порогом пятого зала начинается эпоха средневековья.
Реконструкция чжурчженьского селения.



29 Боевой пластинчатый панцирь, найденный в погребении у Амурского моста в Хабаровске.



30 Керамический декор для украшения домов. На мой взгляд, производит впечатление достаточно современного китайского изделия.



31 Обломки палаша.
В XI-XIII веках над могилами обычно насыпали курганы различной формы, под которыми могло находиться несколько десятков погребений. Умерших одевали в праздничные одежды, снабжали оружием или орудиями труда, в гроб ставили глиняные сосуды с питьем или кашей.
Затем ингумации сменила традиция кремации. Сопровождающий инвентарь стали «умерщвлять» - ломать и портить. Считалось, что сломанное оружие, разорванные или расстегнутые пояса лишают мертвеца силы, и он уже не может навредить живым. С этой же целью через два-три года могилы раскапывали и уничтожали черепа покойных.



32 Пряжка из Корсаковского могильника, реконструкция пояса из Назаичевского могильника и подвесные медальоны.



33 Ядра камнеметных машин.



34 Единственный экспонат первого этажа музея - реконструкция жилища неолита, целиком воссозданного по материалам раскопок древнего поселения Харпичан, находившегося в Солнечном районе 6-7 тысяч лет назад.



35 К воссозданию атмосферы эпохи в музее подошли нетривиально.



36 Жилище представляло собою бревенчатую конструкцию прямоугольной формы с четырехскатной крышей, покрытой берестой и дерном.



37 Воссозданы многочисленные неолитические инструменты и оружие.



38 Конечно, внутри чисто и ничего плохим не пахнет, чего в жилище той поры не могло быть в принципе.



39 Источник света, тепла и неолитического уюта - костровой очаг в центре жилища.



40 А над головой - через отверстие для вытяжки дыма - на темно-синем небе Приамурья сияют яркие холодные звезды.

На этом закончу виртуальную экскурсию. Я, разумеется, показал далеко не все выставленные экспонаты, но в целом музей невелик, и на общее знакомство с ним вполне хватит и часа.

краеведческий музей, археологический музей

Previous post Next post
Up