Оригинал взят у
davidaidelman в
Умберто Эко «Нулевой номер» (Numero zero) «Нулевой номер» (итал. Numero zero) - седьмой и последний роман итальянского писателя, профессора семиотики Болонского университета Умберто Эко. Это роман о СМИ накануне операции «Чистые руки» (1992).
Этот короткий роман (каких-то 240 страниц) Эко писал долгие 20 лет.Он начал работать над «Нулевым номером» сразу после «Острова накануне» (1994), пока не остыли еще впечатления от антикоррупционной операции «Чистые руки», в результате которой Италию почистили не по-детски. Выяснилось, что у большинства политиков есть свой дон. Тогда за решетку отправилась добрая половина политической элиты Италии. К 1993 году на скамье подсудимых оказались 50 тысяч вычищенных из правительственного аппарата мафиози, четыре крупнейшие партии просто исчезли, а законы были наскоро переписаны новой властью.
Основное действие романа Эко разворачивается накануне громких событий. Он писал по горячим следам, но… Эта пародия на производственную драму о журналистах накануне громкого шухера тогда так и не увидела свет. Эко прервался ради романа «Баудолино» (2000), скакнув из современной ему Италии в Европу XII века. К «Нулевому номеру» он вернулся почти 20 лет спустя. Теперь уже не как современник, наблюдающий событие, а снова как историк, чтобы дать более универсальное, оторванное от конкретного актуального скандала звучание.
На профессиональном языке «нулевым» номером называется первый («пилотный») выпуск издания, который никогда не окажется в руках у массового читателя. Он делается для пробы сил. Проба - далеко не всегда бывает удачная. Иногда - заранее и даже намеренно обреченная на «невыход». История вертится вокруг газеты «Завтра», которую по поручению не слишком чистого на руку медиамагната в 1992 году собралась делать группа журналистов, набранных из чемпионов среди неудачников: бывшие литературные негры, сотрудники желтого глянца, внештатные корреспонденты, одержимые теориями всеобщего заговора. Газета, состряпанная из вчерашних новостей - это фарс от начала до конца.
На ежедневных совещаниях руководитель проекта Симеи учит разношерстную журналистскую компанию профессиональному ремеслу: не браться за темы, которые могут бросить тень на инвестора, писать опровержения очевидного, дискредитировать оппонента и подтасовывать новости.
Эко закончил последний роман на довольно спокойной ноте: «жизнь вполне переносима, если не требовать слишком многого». И никакие разоблачения не изменят общество, которое потеряло стыд.
Подборку цитат
читайте здесь