Встарь, или русские люди Игнатия Щедровского

Sep 25, 2015 23:28

Оригинал взят у pro100_mica в Встарь, или русские люди Игнатия Щедровского

200 лет назад в семье небогатого польского шляхтича, титулярного советника из Вильно родился Игнатий Степанович Щедровский (Игнатас Марюс Щедраускас) - русский живописец, график, рисовальщик, литограф, мастер ландшафтного и бытового жанров польско-литовского происхождения, который в своих художественных произведениях скрупулезно, с большой точностью, состраданием и симпатией показал повседневную жизнь, быт и занятия простых тружеников и бедных жителей российской столицы первой половины XIX столетия.



Игра в шашки. Извозчик, кухарка, мелочный торговец, пекарь, приказчик, обойщик
Лист из альбома Игнатия Щедровского Сцены из русского народного быта



Первые профессиональные уроки рисования юный Игнатий получил под руководством известного литовского живописца Йонаса Рустемаса в Вильнюсском университете, в котором учился в начале тридцатых годов. В 18-летнем возрасте он переехал в Санкт-Петербург в надежде поступить в Императорскую Академию Художеств на казенный счёт, но не получилось, на конкурсном экзамене он занял одно из последних мест, поэтому в течение нескольких лет посещал академические классы в качестве вольноприходящего слушателя.



Дорога в лесу (с фигурами), 1836 год

В 1834 году Игнатий Щедровский представил в совет академии три пейзажа, написанных маслом, с просьбой о присвоении ему звания свободного неклассного художника. В качестве дополнительного задания ему было предложено написать вид с натуры окрестностей Петербурга. Эта работа понравилась академикам и на заседании 24 сентября 1836 года он был удостоен искомого звания во внимание к хорошим успехам по части ландшафтной живописи. А на жизнь зарабатывал молодой и бедный художник изготовлением литографий с известных произведений искусства, заказы на которые он получал от Императорского общества поощрения художеств.



Портрет князя Г.А. Потемкина-Таврического, рисунок И. Щедровского по гравюре Дж. Уолкера с оригинала И.-Б. Лампи Старшего
Портрет графа А.И. Мусина-Пушкина по гравюре И.С. Клаубера с оригинала И.-Б. Лампи Старшего



Портрет Ивана Перфильевича Елагина
художник Игнатий Шедровский, литограф Моршанский



Портрет графа И.И. Шувалова
Портрет И.Л. Голенищева-Кутузова по оригиналу Д.Г. Левицкого



Портрет Гавриила (Петрова), митрополита Санкт-Петербургского и Ревельского с оригинала Н.М. Уткина
Портрет П.И. Соколова с оригинала К.-Я. Каниевского
Портрет М.Н. Муравьева с оригинала Ж.-Л. Монье
Листы из серии Литографированные портреты членов Российской Академии

В это же время Игнатий Щедровский участвовал в подготовке издания литографированных портретов членов Российской Академии наук, он исполнил 13 портретов и рисунки его были одобрены академическим советом.



Призвание князя Пожарского, 1833 год

Игнатий Степанович работал также в жанре исторической живописи. Он участвовал в оформлении альбома Живописный Карамзин, или Русская история в картинах, часть 1, изданном Андреем Прево в Санкт-Петербурге 1836 году, в котором он выполнил шесть нижеследующих литографий по оригиналам художника Бориса Чорикова:



Жертвоприношение Рюрика, 862 год
Олег перед Киевом, 882 год



Мир с греками, 944 год
Великая княгиня Ольга, 945 год



Великий князь московский Дмитрий Иванович на Куликовом поле
Собор епископов во Владимире, 1274 год

Ещё через шесть лет в 1842 году Щедровский получил звание академика по исторической живописи за картину Русская свадьба. Игнатий Степанович был учеником и последователем знаменитого Алексея Венецианова. Большое влияние на формирование творческой личности художника оказали также работы русского живописца Александра Орловского и фламандского мастера Давида Тенирса Младшего, сцены из народной жизни которого он копировал в Эрмитаже во время учёбы в Академии Художеств. Щедровского очаровывала простота сюжетов, достоверность изображаемых лиц, отсутствие какой-либо вычурности и манерности. Под воздействием этих авторов он увлёкся бытовым жанром, тем более, что интерес к сюжетам из окружающей жизни всё больше начал интересовать русское общество. Игнатий Щедровский в 1837 году сделал предложение Санкт-Петербургскому обществу поощрения художников составить рисунки с натуры, изображающие простонародные сцены, в коих можно было бы видеть костюмы петербургских жителей, которое было принято.



Плотники



Купец и нищие



Торговец щетками и метелками, 1837-1839 годы

В 1839 году Игнатий Степанович Щедровский выпустил свой первый альбом Сцены из русского народного быта из 36 литографий, в котором он детально прорабатал и достоверно передал сцены городского быта и портреты городских уличных типов первой половины XIX века. Сам Щедровский был только автором рисунков, а литографировали их другие мастера - художники Александр Умнов (35 листов) и Лев Белоусов (1 лист).



Сын дворника дворник почтальон, матросские дети



Нищий с сыном, чтец, торговец лимонадом



Токарь, остальные слесари, 1839 год

В этом альбоме рисунки были выполнены графитными карандашами, тушью и кистью и напечатаны литографами одним чёрным цветом. Кроме того, все они выходили и отдельными листами. Работы художника имели большой успех у публики.



Хозяйка прачечной, две прачки, дочь хозяина, кучер



Торговка порчеными апельсинами, жена матроса с дочкой, торговка яблоками и молочница



Два чухонца - торговцы мясом, маслом и мелкой рыбой, коновал, солдат в отпуске, молочницы-охтенки

Сценки из жизни Щедровского зачастую статичны, лишены развернутого сюжета, на них преобладают фигуры. Некоторые персонажи демонстрируют себя в своей профессии: прачки вешают белье, бондари мастерят бочки, столяры строгают, торговцы предлагают товар; другие запечатлены во время отдыха или досуга - за игрой в шашки или карты, чтением книг.



Сбитенщик, шарманщик, ломовой извозчик, продавец решет, полотер.



Извозчик, продавец пирогов, старуха с дочерью, подбирающие сено на улице.

Несомненно, художник был очень наблюдательным человеком. Вместо того, чтобы с карандашом в руке, за рабочим столом глубокомысленно сочинять свои группы, он вышел из дому и ловил на улицах, на рынках, в мастерских, во дворах, в подвалах сцены, как они представлялись... Из этого вышло, что в рисунках Щедровского есть в высшей степени то, чего обыкновенно так мало в других, - натура, - писал о нём журнал Иллюстрация.




В дальнейшем И.С. Щедровский продолжал разрабатывать бытовой жанр, который стал главенствующим в русской живописи второй половины XIX века. В 1845 году художник выпустил второй свой альбом Вот наши!, который состоял из двадцати прекрасно выполненных цветных жанровых литографий, что выгодно отличало этот альбом от первого издания 1839 года. Он поменял вертикальный формат первого издания на горизонтальный, в литографировании использовал три краски - чёрную, голубоватую и красноватую. На титульном листе имелась надпись золотом: Вот наши! С натуры составил и рисовал на камне И. Щедровский. Рамку изображал рисованный занавес с жанровыми сценками: справа - кучер на облучке, беседующий с молодой женщиной, видимо просящей подвезти, слева - удалой молодец, развлекающий игрой на балалайке юную барышню.




Некоторые экземпляры имели посвящения, написанные чернилами рукой художника. Вот этот, например, был подарен очаровательной великосветской красавице графине Александре Кирилловне Воронцовой-Дашковой, обладательнице самого блестящего, самого модного и привлекательного столичного салона.




На задней стороне альбома Вот наши! были выполнены аллегорические изображения искусств - архитектуры, музыки, живописи, скульптуры и театра: лира, ноты, палитра, книги Шекспира, маска, портрет Николая I, бюст Карла Брюллова; в глубине Исаакиевский собор и Александрийская колонна.



Извозчик в зимней одежде, его жена и солдатка-башмачница
Жена столяра, водовоз с Васильевского острова, белошвейка, подносчик дров



Ямщик, слесарь, работник с табачной фабрики, дворничиха, продавец брусники, белошвейка из порядочного дома



Три чухонца, два кузнеца, десятник с постройки
Слуга, прибывший из Сибири, кучер в рабочем платье, почтальон, дворник из бывших солдат

Все иллюстрации для нового альбома были мастерски литографированы на камне самим автором. Второе издание этого альбома художник хотел назвать Знай Наших!, но затем передумал. Скорее всего из-за критического замечания по этому поводу Виссариона Белинского: К чему все это? Не лучше ли сказать просто Картины русской жизни или иначе как-нибудь? Пошлый, хвастовской тон, надеемся, не составляет непременного условия русской народности... В целом же критик высоко оценил работу Щедровского: Рисунки г. Щедровского во всех отношениях очень хороши; но главное их достоинство в том, что изображенные на них фигуры и лица - действительно русские.




Третье (посвященное императору Николаю I) и четвертое издания альбома, переизданные в 1852 и 1855 годах соотвественно, вышли с текстом В.Н. Савинова на 79 страницах под измененным заглавием: Сцены из русского народного быта. Рисованы с натуры И.С. Щедровским. Рисунки в разных изданиях не повторяли друг друга, менялось не только название литографий, но и количество изображённых людей, построение пространства, пейзажи, архитектура или фон.



Бонна с ребенком, торговец рыбой, хозяин табачной лавки, кормилица с ребенком и мальчиком.



Токарь, остальные столяры



Пять бондарей, у печи целовальник с женой бондаря

Несмотря на то, что Щедровский преуспел в искусстве литографии, он продолжать писать пейзажи, жанровые картины маслом.



Охотники, 1839 год



Пейзаж с охотниками, 1847 год



Рынок в Санкт-Петербурге



У иконы

Некоторые свои Сцены из русского народного быта Игнатий Степанович также выполнил масляными красками.



Столярная мастерская. 1839 год



Борцы
Чтец на набережной и торговец лимонадом



Продавец сбитня, 1840 год



Торговка апельсинами
Игра в карты в сарае



Плотники




После последнего переиздания Сцен из русского народного быта, в 1856 году Щедровский переехал в Москву, где работал преимущественно в жанре портрета. Вообще Игнатием Степановичем были написаны большой погрудный портрет Императора Николая I и два портрета императора Александра II: большой в овале в гусарском мундире и в восьмиугольном фоне у стола с бюстом Николая I, портрет статского советника Ф. Серно-Соловьевича, все отпечатаны в литографии. Кроме этого, художник литографировал картины Последний день Помпеи Карла Брюллова и Христос на Голгофе Карла Штейбена (последняя экспонировалась на выставке Династия Романовых а Саратовском областном музее краеведения в 2013 году).

Однако местонахождение почти всех перечисленных портретов Щедровского не известно или они и вовсе утрачены. Не удалось также отыскать и портрет или автопортрет самого Игнатия Степановича, так что облик его не дошёл до потомков.



Портрет великой княгини Марии Фёдоровны

В 1867 году Игнатий Степанович выполнил овальный портрет жены наследника престола Александра Александровича
Марии Фёдоровны.

Из более ранних работ нашлась эта:



Портрет героини войны с Наполеоном 1812-1815 годов Луизы Кессених-Графемус, 1852 год.
Литография Александра Мюнстера по рисунку И.С. Щедровского

Эта литография была выполнена в июле 1852 года за несколько месяцев до смерти Луизы Кессених-Графемус. Создаётся впечатление, что правая рука героини спрятана под полами одежды. На самом деле, кисть правой руки у неё отсутствует. Луиза потеряла её в одном из сражений во время кавалерийской атаки в 1814 или 1815 году.

О последних годах жизни художника мало что известно. Похоже, они были во всех отношениях нелегкими. Наступила новая художественная эпоха. В искусство пришло другое поколение живописцев (Перов, Федотов, Пукирев, Неврев), внесшее в бытовой жанр свежую струю. И тем не менее работы Щедровского подготовли этот мощный поток жанровой живописи второй половины XIX века. Кроме этого, набирала силу фотография, запечатлевавшая по-новому картинки городского быта своего времени. Щедровский оказался не у дел. Умер он 25 декабря 1870 года в Москве в городской больнице в нужде и забвении.

Однако многие рисунки из альбомов Игнатия Щедровского послужили основой для жанровых фарфоровых фигурок, которыми так прославились русские частные заводы середины - второй половины XIX столетия. Произведения художника хранятся в Русском музее Петербурга и в Государственной Третьяковской галерее Москвы.

искусство, 200 лет тому, картинная галерея, художники, живопись

Previous post Next post
Up