Большие Вяземы - Тройка. Семёрка. Туз

Sep 22, 2015 17:35

Оригинал взят у pamsik в Большие Вяземы - Тройка. Семёрка. Туз

Из рассказа «Захарово - Душа наша, Пушкин. Большие Вязёмы - Тройка. Семёрка. Туз»

…Главное в Больших Вяземах - это невидимое пушкинское присутствие. Потому что и история этого места, и лица его населяющие - все остались на страницах пушкинских произведений.
…Одной из владелиц усадьбы была Наталия Петровна Голицына (Чернышева). Легендарная личность. Фрейлина 5-ти императоров. Жена богатейшего князя Владимира Голицына. Мать блестящих будущих военных - князей Бориса и Дмитрия. Близкая подруга королевы Марии-Антуанетты. Princess Moustache или княгиня Усы (за усики над верхней губой). Авторитетнейшая персона при императорском дворе. Тихая, но активная участница всех дворцовых интриг. «Законодательница нравов сливок петербуржского общества». Каждый из пяти императоров лично приезжал, чтобы поздравить её с днём рождения (!). Прожила 94 года (1741-1837).


…Княгиня Наталия Голицына стала для Пушкина прототипом Пиковой дамы!



Дорогу мы уточнили в Захарово. Если ехать из Москвы по Можайскому шоссе, то в городе Голицыне совсем немного не доезжая поворота на Захарово, нужно повернуть налево по указателю-плакату со стрелкой. Слева для ориентира - будет ещё небольшая плотина и кафе. Если вы возвращаетесь из Захарово - поворот налево, потом почти сразу направо за кафе. Указатель, хоть он и достаточно большой легко проморгать, будьте внимательны.
Далее мы проехали немного вперед и повернули направо за футбольным полем. Здесь уже не ошибиться - стоит бюст Пушкину, виднеется красивая церковь, и есть небольшая парковка.
Конечно же, идеально бы попасть на экскурсию (как я уже писала по субботам и воскресеньям - в 12 и 14). У нас было время, но мы уже подустали. Причем не как физически, а просто нас подбило влажной и липкой предгрозовой духотой. Поэтому мы в каком-то влажном состоянии купили влажные билеты и пошли осматривать влажные экспонаты в Голицынской усадьбе - в прямом смысле этого слова. Отсутствие кондиционеров в музее нас удивило, обидно было не, сколько за туристов, сколько за музейное наполнение. Но в целом, честно говоря, судя по обшарпанной штукатурке и вовсе явным ремонтным проблемам - установка кондиционеров здесь явно не приоритетная задача.

Забегая вперед, скажу честно, Большие Вяземы в сравнении с Захарово проигрывали. Да - здесь достаточно большая территория, более ухоженная, с тропинками и дорожками, прудами и клумбами, ведь раньше здесь был «дворцово-парковый ансамбль». Да - здесь достаточно большой главный дом, и есть дополнительные постройки-флигеля. Главное - рядом находится старинная церковь, построенная в Борисогодуновские времена. Но… не хватало того самого «духа времени», он здесь заглушался воем машин с близлежащего шоссе. Да и наполнение самого музея достаточно … притянутое. Нет, это ни в коем случае не обвинение вяземских музейных работников. Просто, чувствуется, что финансирование музея явно не страдает, к примеру, церетелевским гигантизмом. Шика некогда блестящего дворца богатейшей голицынской фамилии - к сожалению, нет, и вообще не ощущается. На втором этаже временно помещены экспонаты из сгоревшего музея Тютчева в Мураново. Я все гадала про себя, почему же мне здесь так неуютно и что так давит на меня? Списала сначала на неимоверную духоту. А потом прочитала, что здесь в этом доме до 1987 года была городская больница - вот они откуда масляные стены, и все остальные ощущения….
Главное в Больших Вяземах - это невидимое пушкинское присутствие. Потому что и история этого места, и лица его населяющие - все остались на страницах пушкинских произведений.



Первое упоминание
В 1530г. Большие Вязёмы упоминается как «остатошный ям на Вязёме». Другими словами - это село, последняя ямщицкая остановка на Смоленской дороге перед Москвой, до которой «30 вёрст». Ещё его называли «первой тропинкой по дороге в Европу» (под Европой, прежде всего, понималась Польша и Литва )).

Годуновские Вязёмы
В ~1585-86гг. в документах впервые упоминается тот факт, что Большие Вязёмы отошли Борису Годунову, который строит здесь деревянный дворец, или, как его именуют останавливавшиеся здесь иностранные послы - «замок». Попутно вокруг дворца возникает и городок с торжком (торговой площадью), станом (постоялым двором), церквями и «монастырьком».
В 1606г. появляется запись о наличии в Вязёмах «каменной церкви» и «колокольни» (построены они были несколько раньше). Троицкая церковь и сейчас впечатляет. Годуновский стиль (про него я уже подробно писала в рассказе про Серпухов) ни с чем не спутаешь. Это белый цвет стен, темные полукруглые котелки-маковки на крепких шеях-барабанах, под ними идеально полукруглые срезы-закомары, возможна галерея с полукруглыми арками (здесь она как раз есть, да ещё и 2х ярусная).



В Большевяземской церкви есть ещё большая торжественная лестница на второй ярус галереи. Воображение так и рисует поднимающегося по ней какого-нибудь знатного боярина в вышитой шубе, длинной бобровой шапке и бородой до пола, или боярскую дочь в жемчужном кокошнике и нарумяненными свеклой щеками.



Внутри нам её посмотреть не удалось - к сожалению, церковь почти всегда закрыта за исключением больших церковных праздничных дней. Внутри неё есть интересные моменты, которые хотелось бы посмотреть.
Во-первых, это образа святых на колоннах храма, имена которых носили все члены годуновской семьи. Святые - Борис (сам Борис Годунов), Мария Магдалина (его жена Мария Малютовна Скуратова), Феодор Стратилат (сын Фёдор), Ксения (дочь Ксения) и Ирина (родная сестра Ирина). Во-вторых, здесь есть старинные польские и литовские граффити-надписи, которые оставили люди из свиты Марины Мнишек, останавливавшейся здесь по пути к жениху - Лжедмитрию I. Который в свою очередь, приезжал сюда на забавы - построил в Вязёмах ледяную крепость и развлекался тем, что показывал пример, как «нужно брать крепости». Русские бояре у него были «осажденными защитниками». А сам он с немцами и поляками «героями-нападающими». Забава чуть не превратилась в опасный инцидент, поскольку «нападатели» закатывали в снежки камни, и тем самым чуть не покалечили рассвирепевшую от этого нашу знать.
Но это история. А мы сейчас гуляем по территории церкви. Сзади находится красивая Звонница. Она необычная «особливого рода, каких нигде не видно» - поскольку считается, что такая архитектура очень редкая и имеет явные северные корни. Звонница белая, небольшая, плоская, 2х ярусная, в каждом ярусе по три арки с небольшими колоколами.



У северной стены Троицкой церкви (левой, если стоять лицом к входу) находится маленький холмик - здесь лежит младший брат Пушкина Николенька.
«Годуновский период» Больших Вязём закончился в 1618г. - когда подступающие к Москве очередные поляки (королевич Владислав) сожгли все постройки.

Петровские Вязёмы, а вернее Голицынские
В 1694г. - усадьба подарена Петром I своему воспитателю князю Борису Голицыну «за спасение во время стрелецкого бунта» или другими словами «за доставление Петру победы над сестрой». (Узнав, что более 600 стрельцов под руководством фаворита Софьи идут в Преображенское за Петром, Голицын разбудил царевича и подсказал ему мысль срочно бежать в Троице-Сергиев монастырь). Пикантность момента ещё заключалась в том, что родной брат Бориса - Василий, был милым другом царевны, за что пожизненно сослан под Архангельск.
Но Борис Голицын - матерый придворный, поэтому он сумел устоять во время разборок, получить дары от царя, занять важные государственные посты и не уступать в «мздоимстве» от самого Меньшикова. Поэтому и в Больших Вязёмах, и в других местах успешным владельцем возводятся дворцы.
Троицкую церковь в Больших Вязёмах он переосвятил в Преображенскую.

Сегодняшний дом построил правнук Бориса Голицына в 1766г.



А потом его владелицей становится Наталия Петровна Голицына (Чернышева). Легендарная личность. Фрейлина 5-ти императоров. Жена богатейшего князя Владимира Голицына. Мать блестящих будущих военных - князей Бориса и Дмитрия. Близкая подруга королевы Марии-Антуанетты. Princess Moustache или княгиня Усы (за усики над верхней губой). Авторитетнейшая персона при императорском дворе. Тихая, но активная участница всех дворцовых интриг. «Законодательница нравов сливок петербуржского общества». Каждый из пяти императоров лично приезжал, чтобы поздравить её с днём рождения (!). Прожила 94 года (1741-1837).



Кстати поговаривали, что она внучка Петра I - потому что дворцовые сплетники не находили другого объяснения тому, что бесприданницу, но красавицу Катеньку Ржевскую (бабушку Натальи) царь выдал замуж за своего любимого денщика, подарив при этом на свадьбу 4тыс. душ крепостных.

Княгиня Наталия Голицына стала для Пушкина прототипом Пиковой дамы! Почему? Оказывается её внук, рассказал Пушкину домашнюю историю о Трёх Картах, якобы сообщенных бабушке парижским мистиком Сен-Жерменом…. Вышла повесть и двор удивился полнейшему сходству, но «не рассердился», а наоборот «Дама» стала модным произведением.
Пушкин записал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При Дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…».



Её сыновья - Борис и Дмитрий - дальнейшие владельцы усадьбы. Провели 7 лет во Франции, где и получили образование в Парижской военной школе. Герои Отечественной Войны 1812 года. Я думаю, надо заметить, что они были видные и почетные масоны.

Борис Голицын - Хозяин усадьбы в 1803-13гг. Красавец Boris. «В полном цвете лет, поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной привёз учености плоды: вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный, всегда восторженную речь и кудри черные до плеч…». Прототип - Ленского («Евгений Онегин»), князя Верейского («Дубровский»), отца Полины («Рославлев»). В «Войне и мире» на обеде у Ростовых обсуждается, что «князь Голицын русского учителя взял, по-русски учится». Он действительно был умнейшим человеком, но слабо говорил по-русски.



Дмитрий Голицын - Хозяин усадьбы в 1813-40гг. Военный. Будущий губернатор Москвы (с 1820). «Князь был видный мужчина, довольно высокий ростом, с величественной осанкой, имел прекрасные черты лица… Последний просвещённый вельможа александровского времени…, любил таланты, уважал литературу…». Кстати, и он тоже плохо говорил по-русски, говорят, что просьбы ему передавали на французском, но «Москва его любила».



Оба брата - отличились в Отечественную войну 1812 года. Их называли Голицын I (Дмитрий) и Голицын II (Борис). Первый - генерал-лейтенант князь Дмитрий Голицын воевал во 2й армии под руководством Багратиона, а Второй - генерал-лейтенант князь Борис Голицын в 1й армии под руководством Барклая де Толли. После Бородино обоих братьев представили к наградам, но что-то перепутали (немудрено: Голицын I , Голицын II), и наградили орденами, которые у них уже были. Княгиня Наталия Петровна была крайне недовольна, и Александр I в испуге вскоре исправил свою ошибку. Хотя Борису Голицыну было уже не до того - после полученных ран он скончался в 1813г. (фамильная усыпальница Голицыных в Донском монастыре в Москве).

Пушкины были в некотором родстве с Голицыными, поэтому, возможно, что Сергей Львович Пушкин вместе с братом - поэтом Василием Львовичем, и своим сыном Александром ездил в гости к ним в усадьбу, в которой были прекрасные библиотека и картинная галерея….

В самом доме Голицыных два этажа. Заставляют надевать тапочки-пакеты.
На 1-ом этаже - анфилада комнат (Столовая, Гостиная, Спальня, Кабинет, Библиотека), воспроизводящих обстановку и антураж 18-19вв. Везде есть заламинированные листы с информацией, можно почитать, что здесь что, но даже с моей неуёмной фантазией представить себе прежний голицынский блеск очень проблематично. И дело вовсе не в недостатке старинной мебели, люстр, хрусталя и фарфора. Здесь какое-то непропорциональное соотношения блеска и нищеты, и второе забивает первое. Может быть, ещё дело и в том, что всё наполнение голицынского дома хоть и подлинное, т.е. действительно из 18-19вв., но с этим домом никак не связанное, поскольку приобретено в антикварных салонах. И, возможно, эти вещи ещё «не прижились» здесь.

Запомнились:
Столовая



Гостиная-ротонда, в которой стояли апельсиновые деревца в кадках, на стенах был растительный орнамент, и откуда открывались стеклянные двери в цветочную беседку - через неё гости могли выйти к пруду. Здесь играли в «бостон и ломбер стариков, и вист доныне знаменитый…». На инфотаблике написано следующее: «Большинство предметов в этом зале рассказывают нам о хозяине усадьбы Борисе Голицыне».
Спальня салатового цвета с мебелью из тополя и карельской березы, в которой находится портрет Пиковой дамы - Наталии Петровны Голицыной. На стенах портреты любимого зятя фрейлины - Степана Апраксина, и родственников - князей Голицыных.
Кабинет голубого цвета, который принадлежал другому хозяину дома Дмитрию Голицыну. Здесь находятся портреты князя и его супруги Татьяны Васильчиковой. А также пушкинские книги, изданные ещё при нём. А ещё - портрет Натальи Николаевны Пушкиной (Гончаровой), с которой Пушкин познакомился на одном из знаменитых «голицынских балов», и её кресло (у камина), привезенное из усадьбы Ярополец.






Следующая угловая комната полностью посвящена поэме Пушкина «Борис Годунов». Здесь копии фресок из вяземской Троицкой церкви, которые можно сказать «видели» и Годунова, Самозванца, и Марину Мнишек, портреты, которых тоже находятся в этой комнате. А также гипсовый слепок с граффити на церковных стенах. В витрине стоит книга с поэмой, изданная ещё при Пушкине, открытая на странице со сценой диалога Гришки Отрепьева с хозяйкой корчмы, где самозванец спрашивает дорогу на Литву, а хозяйка ему подробно отвечает, используя в речи топографию здешней местности.

Библиотека или Каминный зал. О, это знаменитая комната. Но начнём с того, что у Голицыных была роскошная библиотека (~30тыс. томов), которую они поделили на две части. Книги на иностранных языках стояли здесь на 1ом этаже (Нижняя Иностранная библиотека), а русские - на 2ом этаже (Верхняя Русская библиотека). Счастье, что на всех голицынских книжках стояла печать с их фамилией, таким образом, удалось собрать некоторую часть. В этом зале на стенах висят портреты Наполеона и Кутузова. Почему? Оказывается, они здесь ночевали, причем с разницей в один день.

После Бородина в голицынском доме на 3 дня останавливался Кутузов. Здесь в Больших Вязёмах Кутузов получил два известия, приятное - о том, что его произвели в чин генерал-фельдмаршала за сражении на Бородинском поле, и неприятное - о том, что он не получит подкрепления из нового рекрутского набора из-за из полной неподготовленности (~180 тыс. чел.). Здесь, возможно, Кутузову и пришла в голову мысль, о необходимости оставления Москвы, ибо силы были неравны. С 30 на 31 августа Кутузов переночевал в Библиотеке на диванчике и уехал, а диванчик тут же занял Наполеон, проведя на нём ночь с 1 по 2 сентября.
Сейчас в Библиотеке стоит рояль, расставлены рядами стулья и проводятся концерты классической музыки.

На 2-ом этаже - такая же анфилада комнат (Охотничий кабинет, Салон-гостиная, Русская библиотека, Картинная галерея), но наполнение уже не совсем связано с именем Пушкина. Здесь всего понемножку.

Запомнились:
Охотничий кабинет, который принадлежал уже внуку Дмитрия Голицына - Дмитрию Борисовичу (в этой ветви Голицыных у всех мальчиков имена Дмитрий и Борис, а соответственно у их сыновей наоборот - Борис и Дмитрий, поэтому они все - либо Дмитрии Борисовичи, либо Борисы Дмитриевичи, немудрено запутаться )). Он - последний хозяин Вязём с 1882г. и начальник Императорской охоты. Отсюда и трофеи-экспонаты. Кстати и он тоже красавец, и у него тоже есть литературный прототип - Вронский! Этот Дмитрий Борисович был человек мудрый - отказался от поста губернатора Москвы (!), и хозяйственно разделил свои громадные земельные владения (вот это петровский подарок - так подарок!) на две половины, одну из которых разбил на участки под дачи внаём. Также им было выделено место под «голицынский городок» «проспекты» в котором носили имена князей Голицыных, владельцев Больших Вязём, т.е. Борисовский (в н.вр. Пролетарский), Дмитриевский (Коммунистический), Голицынский (Луначарского).



В Салоне-гостиной - выставка под названием «Мир детства», но не современного а «в дворянской усадьбе». Мне лично крайне понравились обалденные старинные куклы с прическами и нарядами тех времен, а особенно миниатюрные кукольные фарфоровые сервизы и серебряные столовые предметы (такие были у очень богатых детей), а вот мужу - мягко говоря, не очень).



В Русской библиотеке - стоят красивые книжные шкафы из волнистой березы. Интересно, что голицынские книги разбирал муж внебрачной (но любимой) дочери Boris-а Софьи Зеленской - Степан Шевырев. А он в свою очередь был известным ученым, профессором МУ и другом Гоголя. Они здесь жили. И в этом доме в Вязёмах Гоголь читал ему свой третий том «Мертвых душ», взяв слово, что тот никогда никому ничего не расскажет Шевырев слово своё сдержал. Здесь висит портрет С.Шевырева.



Картинная галерея - это длинная комната, на стенах которой развешана «портретная живопись из тютчевского музея Мураново», который сгорел в 2006г. Здесь Рокотов, Тропинин и Боровиковский, но такой переход от Пушкина и Голицына к Мураново, сильно рассеял наше и без того увлажненное сознание.



По парку мы походили немного. Уже устали. Прошлись только по главной центральной дорожке к полянке, где установлен бюст Пушкину.



План усадьбы Большие Вязёмы: здесь.
Рекомендую посмотреть и эту страничку.



В правом флигеле или бывшей усадебной кухне (если стоять лицом к главному дому) находятся Касса музея и Сувенирно-книжный киоск. Здесь я приобрела книгу об истории Больших Вязем, и чудесную книжку русских сказок с иллюстрациями Елены Поленовой. Когда её увидела, то с трудом поверила своим глазам - ну надо же, ЕЁ иллюстрации, наконец-то кто-то из издателей додумался выпустить такую книгу.

Надо отметить также близлежащий городок Голицын - тот самый, который построил последний владелец Дмитрий Борисович Голицын. Его идея «дачного строительства» оказалась очень плодотворной - на выделенных им 600-х участках моментально построили дачи, которые стали арендовать самые разные, в т.ч. и очень известные люди. Так, одну дачу, её владелица в 1932 продала Литфонду и она превратилась в Дом Творчества. Также здесь в Голицыне снимали дачу - Гайдар (который обожал пить чай из единственной голубой чашки хозяйки), Макаренко (с 1939). Олеша. Паустовский. Твардовский.
Куприн (с 1937, вернувшийся после эмиграции), который мечтал написать о Пушкине, но не успел.
Цветаева с сыном (с 1939-40гг.). Цветаевский «Мой Пушкин» - «золотой фонд художественной пушкинианы». «К пушкинскому юбилею тоже речь произнесем. Все румяней и смуглее до сих пор на свете всём, всех живучей и живее! Пушкин - в роли мавзолея?»
Ахматова. «Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, возможность или благодать над всем так мудро и лукаво шутить, таинственно молчать и ногу ножкой называть?».
И многие, многие другие.

Фото внутреннего интерьера я взяла у lesnoyskitalets из поста о Больших Вязёмах

Рассказ «Захарово - Душа наша, Пушкин. Большие Вязёмы - Тройка. Семёрка. Туз»

Посты по тэгу «Музеи/Усадьбы»:
Захарово - Душа наша, Пушкин
Огончарование Полотняного завода (Калужская область)
Таруса. Достопримечательности и музей Марины Цветаевой
Санкт-Петербург. Квартира-музей Анны Ахматовой на Фонтанке
За кулисами МХТа!
Мелихово - Аромат Чехова
Константиново - Есенинский Шираз. Рыбное
Поленово. Ока. Бёхово
Дом-музей В.Серова в Домотканово

Посты по Подмосковью:
Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб
Загадки Коломны. Хранители Либереи и Пояс Власти
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Талеж - Свадебный родник
Зарайский рай. Компактный путеводитель по городу
Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
Глобус Боровска
Бородино (Московская область, Можайский район)
Можайск. Загадки Ново-Никольского собора
Бородино (Московская область, Можайский район)
Дружба народов и миру «Этномир» (Калужская область)
Молочная ферма «Рыжово». А сколько корова даёт молока?
В гостях у зубров. Приокско-террасный заповедник
Подмосковные приключения. Водопад «Радужный»
Подмосковье. Страусиная ферма
Экскурсия в теплицы агрокомбината «Московский» (8 км от Москвы)
В Клину родилась «Елочка». Поездка на фабрику ёлочных игрушек
Жостово или секрет бархатного букета
Федоскино или куда мчится миниатюрная тройка
Гжель - в стране голубых роз и синих птиц
Дулёво или тайна фарфоровых роз

музей-усадьба, Пушкин

Previous post Next post
Up