Про живопись. Часть 1

Jul 09, 2015 13:38

Оригинал взят у ofena в Про живопись. Часть 1
Лет 5-6 назад одно известное издательство попросило меня написать книжку для детей. У него (издательства) была детская серия "Что есть что", и там чего только не было: динозавры, оловянные солдатики, российские ордена, бабочки и каравеллы. Мне выпало написать книгу со скромным таким названием «Живопись».
Увидев макет всей этой серии, я пришла в ужас: крупный-крупный шрифт, огромные поля на листе, а на этих полях - мелкие-мелкие картинки, в буквальном смысле маргиналии, причем как будто еще вырезанные ножницами, ну, знаете, по контуру. На издательском жаргоне - «обтравленные». Ну, и кое-где не очень мелкие, но ни одной полосной даже. Я отказалась, говоря, что репродукция «Менин» Веласкеса величиной 2х3 см на полях с обтравленной фигурой инфанты меня как-то мало прельщает. Уломали-таки. Клялись и божились, что приставят ко мне самого лучшего бильд-редактора, что ничего не будут верстать, не согласовав со мной… Ну, и деньги были нужны, чего уж там.
В результате - обтравленный по контуру Сезанн 2х3 см и радостный звонок редактора: «Е.М., пришел тираж, идите получать авторские экземпляры!» При том, что я не подписывала верстку в печать! Мало того - я вообще не видела окончательного макета. Они мило щебетали вокруг меня: «Хорошо-хорошо, мы это поменяем и то переделаем», а потом просто взяли и напечатали книжку, которую я не подписала в печать. Работа тамошнего редактора стоит отдельного упоминания: я пишу «Художник наносит краски на холст» - она исправляет на «Художник капает красками…». Мол, детям неясно будет, что такое «наносит». Дико крутая редактор, блин, нет чтобы страницей ниже в редактируемом ею тексте прочитать, как же в действительности НАНОСЯТ краску на холст!
Та-а-ак, к чему я все это? А вот к чему: книжка разошлась мгновенно, не осталось ни одного экземпляра, кажется, нигде. Потом ее без моего ведома переиздали где-то вкупе с еще чьим-то текстом про скульптуру (вероятно, хорошим, потому что несколько раз мне звонили и говорили: «Е.М., я прочитал(а) ВАШУ книжку про скульптуру (у меня фамилия начинается на А, поэтому я почти неизбежно возглавляю в списке любой авторский коллектив) и нахожусь в восхищении!». Но, как мне удалось выяснить, переиздали в ч/б варианте почти без репродукций. Долго думала, как можно печатать книжку для детей про живопись без репродукций. Не додумалась.
В общем, сия длинная преамбула пусть послужит мне оправданием. Меня просили много раз эту книжку куда-нибудь выложить - тем, кто ее читал, она нравилась. Вот, наконец, решила выложить. Правда, не всю за один раз - все-таки вместе с картинками за один раз трудно, ее размер несколько превышает объем стандартного постинга в ЖЖ. Зато картинки подбирала действительно те, которые хотела сама, а не те, которые были тогда в наличии у издателей. Поэтому будет несколько частей. Даже, я бы сказала, будет МНОГО частей.
Да, вот еще что: переделывать что-либо там было лень. Поэтому в тексте осталось обращение к собеседнику-ребенку на «ты» (требование издательства) и название каждой главы в виде «интригующего вопроса» (оно же, т.е. требование издательства). Надеюсь, «тыканье» никого особо не покоробит.
Итак:

ЧТО ТАКОЕ ЖИВОПИСЬ?
Ты раскрыл эту книгу. И, наверное, прежде всего, полюбовался красочными иллюстрациями. Все они представляют искусство живописи. Среди этих иллюстраций - не только знаменитые картины (может быть, некоторые из них ты видел в Третьяковской галерее, или Эрмитаже, или в других музеях), но также изображения на стенах дворцов и храмов, театральные декорации, иконы, росписи посуды. Ведь живопись многообразна. Любое изображение, выполненное красками на какой-нибудь поверхности, - на стене, на деревянной доске, на глиняной чашке, на бумаге - это произведение живописи. Живопись представляет окружающий мир во всем его красочном великолепии, но художник в своем искусстве отражает не только реальный мир, но и легенды, фантазии, сны - все то, на что способно воображение.



Джотто. Сон Иоакима. 1304-1305. Фреска капеллы дель Арена, Падуя

«Значит, любое цветное, красочное изображение - это живопись? - спросишь ты. - И цветок на обоях, и рекламный плакат на площади, и рисунок художника в книге?» Конечно, это не так. Главные инструменты живописца - кисти и краски. Когда художник берет кисть, размешивает краски и с их помощью изображает на листе бумаги цветок - это живопись. Но цветок на обоях не пишется красками. По образцу, созданному художником, он печатается на специальных машинах, так же, как и книги, и рекламные плакаты. А все то, что напечатано с помощью технических устройств, к живописи не относится.
Представь себе, что ты взял карандаш или ручку и написал на листе бумаги какую-нибудь фразу. Твой почерк никто не сможет повторить точь-в-точь. А теперь представь, что эту же фразу ты напечатал на пишущей машинке, или набрал на компьютере, или сфотографировал. Ее можно будет повторить сотни, тысячи раз, и всякий раз эти фразы будут абсолютно одинаковыми. Вот и цветы на обоях, напечатанные много раз, похожи, как две капли воды, но отличаются от того единственного цветка, который создан кистью художника.



Михаил Врубель. Белый ирис. 1886 - 1887. Бумага, акварель. 24х16. Киевский музей русского искусства

Любое произведение живописи абсолютно неповторимо, и каждый художник обладает своим «почерком». В Древней Греции (о ней мы часто будем вспоминать в этой книге) инструмент для письма - прообраз современного карандаша - назывался стилос. От этого названия произошло слово «стиль». Этим словом мы определяем многое в искусстве, в том числе - индивидуальный «почерк» живописца. Кстати, всегда следует говорить: «Художник пишет картину». Пишет, а не рисует. Потому что рисование - это другой вид искусства, графика.

ОТКУДА БЕРУТСЯ КРАСКИ?
Краски добывают из земли: из глины, металлической руды, разноцветных камней и минералов, а иногда - из растений. Если, например, взять обыкновенную глину, высушить ее и прокалить в горячей печи, а затем растереть, то получится коричневатый порошок. Это - основа коричневой краски, пигмент (это слово по-латыни как раз и означает «краска»). Синий порошок, или пигмент, раньше добывали из полудрагоценного камня лазурита. Краска из лазурита - ультрамарин или ляпис-лазурь - была очень дорогой, она ценилась на вес золота. Зеленый пигмент дает камень малахит. Пигменты разных оттенков получают из солей и окисей металлов.



Поверхность камня лазурита при увеличении



Малахит при увеличении

Если тебе приходилось заниматься живописью (хотя бы в школе, на уроках рисования), ты, наверное, видел на тюбиках или коробочках с красками надписи: «белила цинковые», «умбра жженая», «кобальт синий», «сиена натуральная» и другие. Это - названия пигментов. Они часто указывают на то, что краски получены из металлов - цинка, кобальта, кадмия, хрома. Умбра - это пигмент из темно-коричневой глины. Такую глину раньше всего начали добывать в провинции Умбрия, в Италии - отсюда и название, а «жженая» означает, что глину обжигали в печи, чтобы получить более яркий цвет. Сиена - город в Италии, здесь водится глина, дающая густой желтый цвет.



Сиена

Один из самых распространенных пигментов - охра (это греческое слово означает «бледный», «желтоватый»), он также добывается из глины желтого и коричневого цветов.



Черный цвет дает уголь, а уголь для красок получают, пережигая слоновую кость или виноградные и персиковые косточки. Красную краску краплак раньше добывали из растения краппа, а сегодня - из каменноугольной смолы. А самой яркой и чистой красной краской всегда считалась киноварь - так по-гречески назывался минерал из кристаллов ртути. Древние греки считали, что эта необыкновенной красоты краска получается только из смеси крови умирающего индийского слона и раздавленного им дракона. Сейчас эту краску почти не применяют, потому что она непрочная и на свету сильно темнеет.



Кристаллы ртути

Итак, порошок-пигмент для красок добывают из земли. Но ведь сухим порошком нельзя писать, он попросту рассыплется, не закрепившись ни на какой поверхности. Чтобы получилась краска, необходимо «связать» вместе мелкие частицы пигмента, смешав его со специальными веществами, которые так и называются - связующие. Связующие вещества определяют, какая разновидность краски получится в итоге. Из одного и того же пигмента можно получить разные по составу краски: масляную, темперу, акварель, гуашь.
Связующим веществом для масляной краски является, конечно, масло. Но не всякое, а только такое, которое при высыхании образует прочную прозрачную пленку, не дает трещин и не течет. Лучшим маслом для живописи считается льняное - его отжимают из семян льна, а затем очищают и фильтруют. В Италии в эпоху Возрождения часто использовали ореховое масло. Обычно к маслу добавляют смолы, лаки, воск, скипидар, чтобы цвет получился более сочным, а краска - эластичной и «послушной».
Связующим веществом для темперы («темпера» по-итальянски - «смесь») раньше служил желток куриного яйца. В яичную смесь добавляли хлебный квас, уксус, вино или пиво. В технике темперы работали древнерусские иконописцы. Темпера не блестит, как масляная краска, - она матовая и бархатистая.



Мартирос Сарьян. Лотос. 1911. Картон, темпера. 34,8 х 48,2. Ивановское объединение художественных музеев

Акварель получают, растворяя пигмент в воде, смешанной с клеем-гуммиарабиком, медом и глицерином. Клей придает краске прочность, а вода - прозрачность. Именно вода дала этой краске имя: вода - по-латыни «аква».
Для гуаши пигмент тоже смешивается с водой и клеем. Слово «гуашь» по-итальянски и означает «водяная краска». Но, в отличие от акварели, гуашь совершенно непрозрачна. Это потому, что в нее обязательно добавляют белила, а белила не бывают прозрачными никогда.
В состав связующих входят и другие компоненты, в том числе и синтетические, разработанные уже в наше время. Цветной порошок-пигмент перемешивается со связующими веществами так, что получается однородная масса. Сейчас это делают специальные машины, а раньше художники сами вручную изготовляли краски. На твердую каменную поверхность насыпали пигмент, добавляли связующее и долго и тщательно перетирали камнем, сделанным в форме груши, - он назывался курант. Чем лучше и «тоньше» были перетерты краски, тем они были более красивыми и гладкими, ровнее ложились и дольше сохраняли яркость. Многим мастерам живописи приходилось в юности служить подмастерьями у именитых художников и по несколько лет мыть кисти и перетирать краски. Это была тяжелая и скучная, но важная работа. Так можно было узнать секреты приготовления красок, а многие из этих секретов не разгаданы до сих пор. Например, существует предание, что масляную живопись изобрели братья Губерт и Ян Ван Эйк, живописцы, жившие в Нидерландах в начале XV века. На самом деле это не совсем так. Масляная живопись была известна еще в Средние века, но братья Ван Эйк придумали такие краски, что они сверкают и переливаются, как драгоценные камни. За прошедшие столетия они не утратили яркости и сочности цвета, а почему - никто не знает: рецепт этих красок до конца не раскрыт.



Ян и Губерт Ван Эйк. Фрагмент центральной части Гентского алтаря. Около 1432. Дерево, масло. Собор св. Бавона, Гент



Ян и Губерт Ван Эйк. Музицирующий ангел. Фрагмент створки Гентского алтаря. Около 1432. Дерево, масло. Собор св. Бавона, Гент

живопись

Previous post Next post
Up