Оригинал взят у
holicin в
Подляшье. Наследие московско-ордынской оккупацииОригинал взят у
stailker в
Наследие московско-ордынской оккупации Подляшье - польская провинция для беларусов, русских, литовцев и даже татар
Во время нашей майской поездки в польский Белосток я, кроме этого очень любопытного города, постарался объехать и его окрестности. Эти места носят историческое название Подляшье и интересны своей порой очень спорной историей и самобытным настоящим. <...>
Мы успели побывать в городке Супрасль (Suprasl), считающимся важным центом центром православия в Польше, а также посетили татарскую деревню Кружиняны (Kruszyniany). Этого хватило, чтобы понять какой непростой историей могут похвастаться эти края и каков здесь потенциал для туризма.
2.
<...> Когда-то более 1000 лет назад Подляшье населяли племена ятвягов. Считается, что по языку и обычаям они были наиболее близки к литовцам.
Первым известным нам государственным образованием на этих землях стало Галицко-Волынское княжество, созданное потомками Рюриковичей в результате раздробления Киевской Руси. По сути тогда этими землями правили киевские князья. Просуществовав около двух столетий, это княжество, в итоге, распалось после конфликта с набирающей силы Золотой Ордой.
Подляшье перешло под власть Великого Княжества Литовского и оставалось в его составе несколько столетий. Ятвяги постепенно ассимилировались, смешавшись с беларусами, поляками и литовцами. В это же время здесь начинает набирать силу местная православная община. Её регулярно пополняли бежавшие от монголо-татарского беспредела русские и украинские поселенцы.
3.
Благовещенский монастырь в Супрасли как раз и был основан монахами из разоренного татарами Киева. Существует красивая легенда о том, как место для постройки новой обители монахам указал плывший против течения крест. Как бы там ни было, Супрасль и впрямь место очень красивое. Окружённый лесами и озёрами этот небольшой старинный городок имеет теперь статус туристическо-оздоровительного курорта, а ночлег в сезон найти здесь бывает совсем не просто.
4.
Самому монастырю уже более пяти столетий. При правлении Речи Посполитой Супрасль пережил свой расцвет, став важным просветительским и культурным центом всего региона. <...> Польские власти очень долго добивались от местных монахов обращения из православия в униатство, пытаясь подчинить их католической церкви. Несколько десятилетий это не удавалось сделать, пока не сменилось несколько настоятелей подряд. Кстати, именно при униатах в монастыре была открыта большая типография и расширена библиотека.
5.
После раздела Польши и включения её в состав Российской империи монастырь вновь возвращается в православие. Но всего через неполных сто лет во время Первой мировой войны православная община прекращает своё существование в Супрасли, а большинство жителей эвакуируют перед приходом немцев.
После войны новые польские власти передают монастырь католическому монашескому ордену салезианцев. Когда же Подляшье в 1939 году входит в состав Советского Союза, в Супрасли размещаются военные.
С немецкой оккупацией в монастырь было разрешено ненадолго вернуться православным монахам. К сожалению, Вторая Мировая война не обошла монастырь стороной. Отступая, немецкие войска взорвали одно из самых красивейших зданий благовещенского монастыря - главный собор.
6.
После войны и передачи Подляшья Польше сюда вновь вернулись салезиацы, а затем здесь размещалась сельскохозяйственная школа. Лишь около 30 лет назад монастырь был возвращён польским православным. Благовещенский собор был отстроен заново, при этом большую часть денег на его восстановление выделила Беларусь.
7.
Конечно, я очень хотел попасть и в собор, и в сам монастырь, но, к сожалению, мне это не удалось. Ворота в монастырь закрыли перед самым нашим носом. Оказывается, буквально за несколько минут до нашего приезда, здесь начался крестный ход в сторону самого городка. Молодой монах предложил нам заехать через час. Ничего страшного, мы решили пока осмотреть сам город. Но ни через один, ни через два часа монастырь так и не открылся. Время поджимало и нам пришлось уехать ни с чем.
8.
Зато о самой Супрасли я могу сказать лишь хорошее. В городе сохранилось множество старинных зданий. Один дворец Буххольцов, отстроенный более ста лет назад местным фабрикантом, чего стоит!
9.
Это здание в стиле модерн считается чуть ли ни единственным примером этого яркого стиля во всём Подляшье. Теперь здесь размещается художественная школа.
10.
<...>
11.
Время, как я уже сказал, у нас было в обрез, поэтому после Супрасли мы поспешили в Кружиняны. К нашему времени в Подляшье сохранилось всего две татарские деревни (вторая поменьше носит название Боконики), где ещё сохранились небольшие мусульманские общины.
12.
Да-да, вы не ослышались, в глухой провинции Польши на границе с Беларусью уже около пяти столетий живут мусульмане. В их появлении здесь виноват польский король и Великий князь Литовский Ян Собеский. Он в своё время очень интересовался устройством Османской империи, знал татарский язык и мечтал раздвинуть границы своего государства до Чёрного моря. Он же принял к себе на службу много татар.
13.
Его завоевания на юге закончились полным разгромом. А от смерти в одном из сражений короля спас некий полковник Самуель Мурза из тех самых татар. В благодарность тот получил земли в Польше, где и обосновался вместе с ещё 45-тью семьями татар в Кружинянах. Как почти за пять столетий потомки Мурзы и его сотоварищей не потеряли своей идентичности, сохранили веру и обычаи - уму не постижимо!
14.
В наши дни мусульман в этой деревне осталось совсем немного. Зато здесь сохранилась старейшая в Польше деревянная мечеть и древнее мусульманское кладбище - Мицар. Сами Кружняны - это в наши дни популярное у туристов место. Сюда приезжал как-то даже сам наследный английский принц Чарльз.
15.
Здесь можно остановиться в очень странной татарской гостинице. Номера здесь похожи на избушки на курьих ножках, а во дворе можно обнаружить множество старинной рухляди. Здесь же можно также отпробовать оригинальной татарской кухни.
16.
Стоит сходить <...> в мечеть и на кладбище. В этом может помочь единственный местный гид Джамиль. Мы его как раз встретили в мечети с большой группой польских туристов.
17.
Сама эта мечеть довольно необычна. Внешне она больше похоже на церковь. Внутри мечеть разделена на две части с отдельными входами раздельно для мужчин и женщин. Эти части внутри соединены длинным узким окном. Кроме множества картин и надписей арабской вязью обращает на себя внимание очень странный михраб, более похожий на трон. Не менее интересно и местное мусульманское кладбище.
18.
Здесь сохранилось много очень древних могил, обложенных камнями и с уже истёршимися от времени надписями. В другой части кладбища можно обнаружить более хорошо сохранившиеся надгробия с надписями на русском языке.
19.
На этом погосте хоронят и в наши дни. Надписи на новеньких ухоженных могилах уже сделаны на польском языке.
20.
Эта удивительная связь многих поколений поражает и заставляет уважать местную татарскую общину. Они, действительно, имеют полные права на эти земли, сумев пережить смены режимов и социальных строев, несколько войн и не растерять свою связь с этой землёй.
21.
Несмотря на огромное количество в Подлесье, православных навряд ли их можно заподозрить в каком-либо сепаратизме. Все эти разные народы - поляки, татары, русские и беларусы, по сути своей давно являются полноправными гражданами и патриотами Польши.
Чтут здесь и польскую историю. По дороге мы остановились у очень красивого мемориала на месте захоронения польских повстанцев, погибших в бою с русскими войсками в далёком 1831 году. Поляки всегда отчаяно сражались за свою независимость.
И как бы там ни было, Подлесье со всеми своими разными народами теперь являются частью Польши. И, как мне кажется, вполне заслуженно!
22.