«Город золотой»

Jun 18, 2015 15:10

Оригинал взят у martinn в post


6 дней и 10 лет

Хвостенко А.
Скорпион / Audio CD.
М.: Геометрия, 2014. - 84 с. - (Голос поэта).

Скажите честно: вы правда до сих пор считаете, что «Город золотой» сочинил Гребенщиков? Расставались бы с этим неполезным заблуждением. Ибо досточтимый Борис Борисович не имеет к данной композиции ни малейшего отношения. Слова песни написал Анри Волохонский на мелодию советского композитора, гитариста-семиструнника и лютниста Владимира Вавилова «Канцона и танец» с пластинки лютневой музыки 1970 года. Что? Франческо Канова да Милано? Да, был такой. Вот только ничего подобного не писал. Произведения Франческо да Милано внесены в ватиканские протоколы и известны наперечет. Кстати, Винченцо Галилей тоже не является автором «Паваны и гальярды» (на эту музыку создана еще одна песня Волохонского, - «Конь унес любимого»). Отличным композитором и великим мистификатором был Владимир Фёдорович Вавилов… Так вот, тот самый «Город золотой», в оригинале именующийся «Рай», и начинающийся строчкой «НАД небом голубым…», начиная с 70-х годов исполнял Алексей «Хвост» Хвостенко, друг и соавтор Волохонского, и лишь в марте 84-го на концерте в Харьковском Государственном Университете ее спел Борис Гребенщиков. К чести БГ, следует упомянуть, что он искренне признался в полном неведении относительно авторства композиции. Правда, после фильма «Асса» стал «забывать» уточнять эту пикантную подробность.
А Хвостенко и Волохонский жили себе вдали от советских пенатов. Сочиняли под общим псевдонимом А.Х.В. хулиганские, отчасти абсурдные басни: «Меж мыла и мочал / Плескалась в шайке Стерва. / Кто век молчал, / Тот скоро будет первым». В 1984-м книжечка этих басен была издана в Париже совершенно мизерным тиражом. В апреле же 1989-го произошло событие поистине эпохальное: в столицу Франции прибыла «единственная великая русская группа» «АукцЫон». В общем, они нашли друг друга. Уже в 1992-м «Хвост и АукцЫон» записывают альбом «Чайник вина» на стихи Хвостенко, где звучат знаменитые «Орландина», «Внутри собаки», «Мы всех лучше», - всего 12 композиций. Вслед за этим последовал альбом «Жилец вершин» (1995) на стихи Велимира Хлебникова, «Опыт постороннего творческого процесса» (1995, квартирник Хвостенко и Фёдорова). Последней их совместной работой стал «Скорпион», вышедший в 2014-м, через 10 лет после смерти Хвостенко.
Отличие этой пластинки от прочих заключается в том, что на ней Хвост выступает в необычной для себя роли, - не певца-барда-трубадура, а поэта, читающего свои стихи. Идея эта принадлежала Павлу Кострикину, шефу музыкального издательства «Геометрия». После первого после возвращения (много лет назад Хвостенко заявил, что вернется на родину только после того, как Ленинграду вернут историческое название Санкт-Петербург) концерта Хвоста в клубе «Точка» в 2004-м он подошел к Алексею Львовичу и предложил сделать такую запись. Записывать решили на дому у первой жены Хвоста Алисы Тилле. Хвостенко отлынивал, «норовил схалявить, но постепенно <…> все-таки читал и читал. Когда закончились стихи, мы потребовали продолжения банкета, и он перешел на басни». Музыкальное сопровождение предлагалось сделать в исполнении Анатолия «Толика» Герасимова. «Озвучивание стихов было большим экспериментом. И не успел эксперимент начаться, как в конце того же 2004-го, 30 ноября, Хвост умер от воспаления легких. Запись надолго легла на полку».
Возобновить проект решились только в начале 2013 года, когда уже серьезно болел и Герасимов. Он умер 25 апреля, успев записать лишь половину треков. Тогда Леонид Федоров решил привлечь к работе музыкантов «АукцЫона» Николая Рубанова (саксофон) и Михаила Коловского (туба), барабанщика Бориса Шавейникова, а также Юрия Парфёнова (труба) и Владимира Волкова (контрабас). Вот примерно так и получилось, что «Запись альбома “Скорпион” заняла всего шесть дней, но между первым и последним днем уместилось почти целое десятилетие». Но альбом-то - вот он!



Статья опубликована в газете "Книжное обозрение", №5-6'2015

история музыки, история песни

Previous post Next post
Up