Оригинал взят у
esdra в
Несентиментальное путешествие в Минск. Путевые заметки пилигрима На первые майские праздники я ездил в Минск. Из этого и родилась статья как мои путевые заметки. Публикую их со своими фотографиями.
Каждое путешествие похоже на паломничество - к нему долго готовишься, раскладываешь по баночкам и пищевым контейнерам еду, аккуратно сортируешь вещи в дорожную сумку, которые в большинстве своем тебе не понадобятся, ставишь себе цель пораньше лечь спать и этой цели не достигаешь. А про себя думаешь о том, что будет в пути и как сложится поездка.
В Минск мы выезжали промозглым и пасмурным московским утром. От дождя приходилось прятаться под старые зонты, вытащенные из шкафов после длительной зимовки. Когда стали складывать в багажник сумки, то поняли, что все, полагаясь лишь на себя, наготовили столько, что можно без проблем выдержать месячную осаду неприятеля в замке, периодически унижая противника, кидая в него остатками от еды и мусорными пакетами.
Нам предстоял одиннадцатичасовой марафон по дорогам от Москвы до Минска. Я вообще очень сложно переношу такие продолжительные поездки на автотранспорте, но эта поездка отличалась от всех остальных. Я ехал со своими друзьями на конференцию. Мы толком не знали как будут проходить наши встречи, кто и что нас там ожидает.
Выступление уличного театра на площади Свободы
В Минск мы въехали уже вечером, отмечая сходства и различия архитектуры от той, к которой мы привыкли за годы. Позади были веселые и серьезные беседы друг с другом, когда ты понимаешь, что совсем не знаешь человека, с которым знаком уже довольно долго, словно все это время ты умышленно уходил от близкого контакта и откровенности, на которые решился лишь благодаря долгому пути в одной автомашине.
В отличие от российских ПДД, и в особенности от их трактовки в крупных городах, в Белоруссии строго соблюдают скоростной режим. В городе скорость регулируется в зависимости от участка дороги от 50 до 80 км/ч. К пешеходам здесь вообще отношение очень нежное, они спокойно могут перейти оживленную трехполосную дорогу - водители будут терпеливо ждать. Да и за неправильную парковку может быть весьма суровое наказание - автомобиль эвакуируют и, заплатив штраф, ты будешь в течение нескольких месяцев ждать своего четырехколесного друга обратно, поэтому парковались мы аккуратно и только в положенных для этого местах. Сами были свидетелями эвакуации частного автотранспорта. 1 мая в Минске отмечается очень активно, поэтому на улицах и в центре города много людей, а для столицы Белоруссии это не типично. Кафе были заполнены людьми, а в самом центре толпа окружала уличные театры, показывавшие исторические инсценировки. Уставшие, мы добрались до своей гостинцы и буквально рухнули в кровати.
Утро следующего дня нам принесло первую экскурсию по городу. Я с интересом вбирал в себя первые впечатления, сравнивая то, что услышал, с тем, что прочитал перед этим. В расхождениях версий всегда где-то прячется истина.
С древнейших времен белорусская земля посещалась многочисленными торговцами, дипломатами, учеными, священнослужителями, ремесленниками и художниками, а то и просто искателями приключений. Кто-то был проездом, а кто-то задерживался на годы. Многие вели дневники, писали подробные письма и мемуары. Некоторые из этих произведений издавались на родине путешественников, знакомя их соотечественников с Великим княжеством Литовским. Именно под таким названием была известна Беларусь в XIV - XVIII веках.
К Троицкому предместью
Точное время основания Минска неизвестно. Первое же письменное сообщение о Минске встречается в «Повести временных лет» под 1067 г., во времена легендарного летописца Нестора. Меньск, Менеск упоминается здесь в связи с междоусобными раздорами, вылившимися в битву между полоцким князем Всеславом и сыновьями киевского князя Ярослава Мудрого. Минск в конце XII в, подпадает под власть Литвы, хотя упоминание минского князя встречается еще раз в летописи под 1326 года (Федор Святославич). В 1413 году учреждено минское воеводство. Не раз страдал город и впоследствии во время войн, но, однако, считался лучшим городом в стране. В нем был главный литовский трибунал, переведенный только в начале XVlIl века в Гродно, жили воевода, кастелян и староста, и собирались земские сеймы. В 1793 году Минск отошел к России и сделался главным городом минского наместничества. История Минска насыщена событиями настолько, что толкование оных до сих пор бередит умы ученых и историков.
Первое, что поражает в белорусской столице - это необыкновенная чистота на улицах, особенно в центре. Мы жили рядом с Верхним городом и рекой Свислочь. По аккуратным улочкам вдоль реки мы пошли к Троицкому предместью и площади Свободы, на камнях которой продолжали свои выступления уличные театры.
Первое, что бросается в глаза в центре города - это обилие западной традиции в архитектуре. Застройка Минска преимущественно молодая, так как город сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Тем не менее, в городе сохранилась и часть значимых для города исторических построек. Некоторые же здания были восстановлены по сохранившимся чертежам, рисункам и фотографиям. В большинстве своем это стилизованные новострои последних лет. И особое место в них занимают, конечно, церкви.
Река Свислочь, по которой, по преданию, приплыла икона Минской Богоматери
Через Троицкое предместье мы пришли к одному из самых популярнях соборов города - Минскому Свято-Духову кафедральному собору. Православным он стал не так давно, что чувствуется по его барочной архитектуре. Здание было построено в первой половине XVII века как храм католического женского монастыря бернардинок. В 1852 году монастырь был упразднен, передан православной церкви и освящен в память Святых Кирилла и Мефодия. В прилегающем двухэтажном корпусе был открыт Свято-Духов монастырь, который просуществовал вплоть до 1922 года. С 1961 года Свято-Духов храм стал именоваться собором.
Самой ценной реликвией Свято-Духова кафедрального собора является икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской. С этой иконой связана красивая легенда, которую любят пересказывать в разных вариациях сами минчане. По одной из версий, во время набега на Киев крымского хана Менгли I Гирея эту икону бросили в р. Днепр, а нашли ее минчане в реке Свислочь 26 августа 1500 года.
Свято-Духов кафедральный собор спереди
Здания очень похожи на людей, имея свой характер, свою судьбу. Небольшой собор святых Петра и Павла спрятался в окружении торговых центров, кафе и жилых домов, привлекая к себе среди городской суеты туристов и жителей города. Этот самый старый храм Минска был основан в 1612 году. Собор словно отражает сам дух христианства - смиренно проповедуя евангельскую весть в самом эпицентре городской жизни.
"Смиренный" собор святых Петра и Павла
И еще один храм привлек мое внимание в Минске - это так называемый Красный костел, или Костел святых Симона и Алены. Костел расположен в самом центре города, прямо на площади Независимости недалеко от Дома Правительства. Красным костел назван потому, что он целиком построен из красного кирпича. Вторым своим названием, в честь святых Симона и Алены, он обязан дворянину Эдварду Войниловичу. Его дети довольно рано ушли из жизни (дочь Алена в 18 лет, а сын Симон - в 12), и он хотел увековечить память о них. В 1905 году на крупную сумму денег, которую пожертвовал Войнилович, строительство храма было начато, а спустя пять лет костел уже был освящен.
Знаменитый Красный Костел
27 сентября 1996 года кардиналом Казимиром Свентком была освящена установленная перед костелом бронзовая скульптурная композиция высотой 4,5 метра (скульптор И. Голубев), символизирующая победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил с распростертыми крыльями пронизывает копьем ощеренную пасть крылатого змея. Красный костел является не только духовным, но и своего рода культурным центром: там частенько проходят спектакли и выставки, а также концерты органной музыки.
Бродя среди архитектурных строений Минска и разговаривая с нашими минскими друзьями, я думал о том, что, не смотря на разные экономические и политические неурядицы, разность идеологических и религиозных взглядов, мы находим общий язык тогда, когда начинаем открываться друг для друга. Когда перестаем защищаться с помощью шутовства и сарказма. И это дается непросто. Сначала мы начинаем спорить, отстаивать свое мнение, пытаться победить в дискуссии, но потом кто-то самый смелый в наступившей между словесными баталиями паузе начинает просто рассказывать то, что его тревожит больше всего. И тогда не хочется защищаться, надевать на себя привычные маски, пытаться скрыться, потому что чужая боль и искренность обезоруживает тебя.
Центральная улица Минска - улица Независимости
И тогда происходит чудо - за первой историей следует другая, за ней третья. Мы слушаем друг друга внимательно, боясь прервать и нарушить эту хрупкую атмосферу откровенности. Мы забываем о правоте, проникаясь чужой честностью. Это началось на улицам Минска и продолжилось на том форуме, куда мы приехали. Мы просто учились слушать и выслушивать друг друга, не ставя диагнозов, не судя, а просто протягивая друг другу свою поддержку и желание понять, как руку помощи.
И это самое важное, что я хотел бы запомнить о своей поездке в Минск. Не архитектуру и достопримечательности, а истории и честность людей, которых я там встретил, благодаря которым я смог сам открыться и быть честным. Эти встречи позволили мне понять как важно учиться слушать и слышать, не спеша со своими диагнозами и духовными прогнозами. А это уже немало, мне кажется.
(с) Игорь Попов
статья написана специально для сайта
"Возвращение к Богу" Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru