Планетарий был подарен жителям Сталинграда народом ГДР к 70-летию товарища Сталина. Было это в начале 50-х годов. С тех пор в фойе напротив входа висит вот такой мозаичный портрет Иосифа Виссарионовича. Весьма впечатляет. Он собран из уральских самоцветов. В начале 60-х руководству музея было приказано этот портрет уничтожить, но в итоге его замаскировали слоем штукатурки. Теперь он опять открыт для посетителей.
Великолепный художественный портрет-панно генералиссимуса СССР И. В. Сталина, выполненный в стиле флорентийской мозаики, - это работа выдающегося советского художника Аракелова Вартана Нерсесовича, автора многих подобных портретов учёных и космонавтов, украшающих интерьеры зданий в городах бывшего великого СССР. С 1954 года панно-мозаика находится напротив главного входа - в холле Сталинградского Планетария.
Белый цвет портрета выполнен из перламутра, зеленый - из яшмы и малахита. Погоны и пуговицы отделаны так называемым «фальшивым золотом». Другие детали портрета также выполнены из драгоценных камней - уральских самоцветов.
В период десталинизации, проводимой в конце 50-х - начале 60-х годов выродком Хрущевым и его прихлебателями, мозаику было приказано уничтожить. Но директором планетария тогда работала одна умная женщина, которая проигнорировала приказ хрущевских десталинизаторов и распорядилась скрыть мозаику. Сотрудники музея смазали портрет маслом, покрыли несколькими слоями пергамента, замазали масляной краской, заклеили несколько слоёв газеты, загрунтовали и зашпаклевали в несколько слоёв и окончательно замуровали с применением цемента.
В 1990-х годах сотрудники музея вспомнили, что у них есть великолепный портрет, спрятанный в стене планетария. На одном из совещаний с участием директора Планетария Владимира Ивановича Фролова и главы города Волгограда Юрия Чехова было принято решение восстановить художественное произведение. Работы по восстановлению экспоната проводились двумя художниками в течение двух месяцев в ночное время.
Сотрудник планетария Анатолий Волгин поведал легенду: восстановили рабочие портрет, сидят рано утром, усталые. «И один потом рассказывает: "Такое ощущение, как будто меня кто-то отблагодарил за эту работу. И думаю: кто ж меня может отблагодарить - художник или Сталин? И думаю про себя: ну, доработался, бедный". А другой ему говорит: "Слушай, Саш! А у тебя нет такого ощущения?" - "Есть, я просто постеснялся тебе сказать про это дело". А уж кто их благодарил, так они и не стали уточнять. Вот такая история, связанная с этим портретом.»
И вот теперь генералиссимус Сталин вновь приветствует посетителей планетария. Сегодня он представлен в том виде, каким был более полувека назад.
Плафоны в фойе тоже до сих пор напоминают о юбилее вождя - на каждом из них выгравирована цифра 70:
Телескоп, говорят, на тот момент был одним из лучших в СССР. Carl Zeiss с 800-кратным увеличением.
Сквозь щель в крыше обсерватории видна скульптура. Эта скульптура стоит на крыше планетария и называется "Мир". Последняя работа Веры Мухиной.