Чайна Мьевиль. «Рельсы»

Oct 03, 2016 22:00





Чайна Мьевиль. «Рельсы»

«Рельсоморье. Обширные пространства отравленной земли, покрытые сетью стальных рельсов и деревянных шпал. Колеи, соединяющие времена & страны, проложены во всех направлениях, куда ни глянь. Они уходят в вечность. Но с острова на остров ходят слухи, что где-то за горизонтом есть выход туда, где нет рельсов, туда, где находится Рай, преисполненный богатств…
И именно он, Шэмус ап Суурап, помощник доктора на поезде-кротобое «Мидас», находит ключ к разгадке этой тайны. Но сможет ли он добраться до края Рельсоморья, прежде чем пираты и рельсовый флот доберутся до него?»

Издательство: Эксмо
Страниц: 448

Еще одна книжка Чайны Мьевиль, что я прочитал на волне интереса к « Вокзалу потерянных снов». Но это отдельная книга, не имеющая отношения к « Нью-Кробюзонской» серии.

Если вкратце перессказать сюжет, то будет примерно следующее. Вся тамошняя местность представляет собой единое рельсоморье - все вокруг опутано колеями рельс настолько, что открытое пространство земли без рельс воспринимается как небылица. ГГ по имени Шэм устроился на кротобойный поезд в качестве ученика доктора, но по сути этакий юнга: принеси-подай. Да-да, именно кротобойный поезд - у них там на этих диких землях развелось всяких гигантских подземных животных, которые полезут за тобой, стоит только тебе ступить на землю вместо рельс. Капитан данного поезда своеобразна: у нее вместо руки протез и она одержима идеей поймать белого крота, который ее этой же руки и лишил. Ну, вот они всю книгу за этим кротом и гоняются, несколько раз его догоняя, пока, естественно, они не столкнуться в финальной битве.

Ничего не напоминает? Даже мне, упрямо игнорирующему школьную программу, на ум сразу пришел «Моби Дик»:

«Повествование ведётся от имени американского моряка Измаила, ушедшего в рейс на китобойном судне «Пекод», капитан которого, Ахав (отсылка к библейскому Ахаву), одержим идеей мести гигантскому белому киту, убийце китобоев, известному как Моби Дик (в предыдущем плавании по вине кита Ахав потерял ногу, и с тех пор капитан использует протез).

Ахав приказывает постоянно наблюдать за морем и обещает золотой дублон тому, кто первым заметит Моби Дика. На корабле начинают происходить зловещие события. Выпав из лодки во время охоты на китов и проведя ночь на бочке в открытом море, сходит с ума юнга корабля, мальчик Пип.

В конце концов «Пекод» настигает Моби Дика.»

Если у вас нет сюжета, но есть мутная идея рельсоморья - просто найдите готовый сюжет?

В любом случае, книжка не особо интересна. Есть интригующие места, местами очень динамично, сама идея рельсоморья поначалу показалась очень даже интересной, на фоне появляется еще одна сюжетная линия с параллельными героями... но в целом все равно не очень. Вторая половина явно затянута, а куча каких-то даже не ляпов, а даже небрежностей, очень сильно портит впечатление. Например:

Во-первых, само рельсоморье. Якобы оно возникло из-за того, что железнодорожные компании настолько друг с другом конкурировали, что полностью окутали рельсами весь континент параллельными и пересекающимися линиями рельс. Везде пустыня и рельсы-рельсы-рельсы. По-моему, это какая-то хрень.

Вторая часть сюжета строится на том, что где-то в развалинах была найдена SD-карта памяти. Тут я совсем офигел. У них там паровые двигатели, фиг знает, что там у них с электричеством, но при этом кто-то там еще пользуется цифровыми фотоаппаратами, и где-то у избранных даже есть экран с терминалом. о_О Это вообще щито? Я так понимаю, у них там постапокалипсис, но при этом как-то чудесненько некоторые вот такие вещи дожили и работают, и работают, и работают? Особенно мне интересен вопрос, как это у них аккумулятор в фотоаппарате пережил неведомо когда произошедший апокалипсис, и сейчас, в новую паровую эпоху, он по-прежнему работает? о_О

Ну и собственно, берем вот это: чужой сюжет, притянутые за уши, а порой и вовсе бредовые вещи, удобные автору, и делаем книженцию. А, чуть не забыл! Еще добавляем большую кучу пафосного графоманства, полностью заменяем все союзы И в книге на & (да-да: "он пришел & увидел"), и еще вставляем ближе к концу книги диалоги с читателем в стиле: "Дорогой читатель, тебе хочется узнать, что было дальше с нашим Шэмом? Тебе придется подождать - его время еще не настало!". На выходе всего этого получаем «Рельсы». Герои в книге, кстати, тоже фуфло: почти все унылые, кто не унылый, тот липовый, а Шэм так и вовсе дурачок какой-то.

Я книжке поставил оценку 3+ из 5. Насколько я помню, она все же достаточно динамична, у нее неплохая первая часть финала (вторая часть хоть и неожиданная, и подходящая, но совсем дурацкая), ну и так, за идею и по старой памяти дотянул до 3+. Интересно было бы услышать мнение того, кто читал Моби Дика. А так читать не особо рекомендую, ибо это время можно потратить на книжку получше.

Понравилось: ну, быть может, поездные баталии: всякие там взятия на абордаж и прочее - прикольно, да.
Не понравилось: стыренный сюжет, притянутое за уши устройство мира, облако пафоса и диалоги с читателем.
Интересное: кротобойные поезда - это звучит гордо необычно!
Разное: почитывая описание «Моби Дика», создается еще большее впечатление, что автор «Рельс» тщательно старался закосить под оригинал. Может, сейчас так модно, а я и не знаю?

Чайна Мьевиль, Книги

Previous post Next post
Up