(no subject)

Dec 27, 2013 13:36

Давно сюда не писал, и вообще никуда не писал, разве что мелкими перепостами во ВКонтакте промышлял, что ниочём. А тут написал несколько мыслей - решил продублировать сюда.

1. На днях сходил на концерт "Путь Весны Священной", и хочу поделиться, потому что есть чем. Проект сделал Константин Учитель (папа Наташи, которая меня и позвала0 и вообще много знакомых обнаружилось, а на следующий день студент сказал, что видел меня по телевизору (лаконичный, но приятный репортажhttp://www.tv100.ru/news/100-letie-baleta-igorya-stra..).
Собственно, повод - 100 лет с премьеры Весны Священной. Идея в том, что Стравинский писал большую часть произведения в Устилуге, вдохновляясь народной культурой. А чем он, собственно, вдохновлялся - кто видел? Ну и вот, программу вечера организовали так: сначала народные песни, иногда с обозначением обрядов, в которых пелись, потом первая часть Весны Священной в исполнении Петра Лаула и подельника, прекрасных пианистов. Потом снова народная часть, и вторая часть балета. Фишка - и, одновременно, риск (в понимании организаторов) - в сочетании открытых голосов и классики и, более того (для меня, во всяком случае, более) - в разном настрое, в различной внутренней сборке для сопереживания разной музыке.
Сработало. Я мало знаю народную музыку и настороденно к ней отношусь. Но для начала меня зацепила народная часть. Потому что это не костюмированные артисты филармонии (дело происходило в Малом зале), а всамделешние мужики и тётки, которым органичны эти костюмы и инструменты, и вообще они понимают, про что дело делается (ан нет, пишут, что родом из классики, но поездили в фольклорные экспедиции, и понеслось... проект "Виртуальная деревня" называется). Кто смотрел Ирмос - тут меньше психологизма и больше достоверности. И это было первое, во что я упёрся, потому что стало понятно, что происходят не просто попевки, а пусть и отстранённый, но вполне себе весенний обряд. Что на следующий день после Йоля несколько настораживает, и чем более отзывается во мне народная музыка, тем сильнее сомнения. Можно было разрешить их отстранением себя от содержания присходящего (всё же не прям мистерия, а обозначение), но было жалко, поэтому решил, что раз уж Колесо и так пошло юзом, будем вышибать клин клином. Совсем меня накрыло народной частью позже: они отыграли гуляния, сватовство - и вот наступает момент, когда девушке на сцене расплетают косы, чтобы повязать платок. И меня начинает корёжить, потому что ни я, ни другие мужчины на это смотреть не должны, это женское таинство и нечего. И я понимаю, что надо бы отвернуться или хотя бы опустить глаза... и тут они растягивают большое вышитое полотнище и закрывают от зрителей сидящую, открывая её уже с повязанным платком. Я был, во-первых, благодарен им за разрешение неловкой ситуации, а во-вторых впечатлён - не только своим понимаем, но и тем, как они сильно и точно всё сделали. Пианисты, сидевшие на сцене, поглядывали, как мне показалось, на происходящее не без скепсиса - но и игнорировать не могли.
Да, саму Весну Священную я до того не слушал. И первая мысль от классической части была: Ох, ни фига ведь не знаю, всю жизнь считал находками джаза середины века то, что, оказывается, было в полный рост уже в начале века в классике. Музыка сильно берёт внимание и бьёт по нервам под разными углами, восприятие разворачивается (для неподготовленного меня) не последовательно и постепенно, а редкими квантами понимания. В отличие от атмосферной народной части - пронзающая, вытягивающая в струну, воздействующая явно и настырно. Ну и взаимодействие исполнителей наблюдать совершенно захватывающе.
А в конце, в честь Сочельника, народные музыканты исполнили внеплановую колядку, просто потому, что захотели - сильно и душевно.
Так моя искренняя благодарность Константину за организацию и Наташе за приглашение. И всем пришедшим - мне понравилось встречаться вокруг прекрасного!

2. На киноклубе смотрели фильм "В ауте" про девочку-аутистку Соню. Которая по виду выраженный аутист, но, как выяснилось в 7 лет, ясно мыслит, пишет стихи и понимает себя запертой, и при этом хочет диалога с миром, хотя он даётся ей мучительно. Для меня принципиален ответ на вопрос: есть ли там, внутри, человек (в смысле мышления и души, тот, с которым теоретически возможно человеческое взаимодействие, кто мог бы меня понять, кого я мог бы полюбить) или возможность человека? Потому что - есть ли за что бороться, или аборт милосерднее? В случае Сони - есть, и ужас в том, что обнаружилось это практически случайно - значит, там, где видим плоть, приходится допускать человека, без гарантий. Невозможность провести чёткую границу между нормой и патолонией не должна мешать назвать патологию таковой, вопрос в том, что такое хоть и больной, но - человек? Если без ноги - вполне, может, и человек, а без части сознания? души? и как узнать, что правда без части - скорее, ко мне вопрос, всё ли я сделал, чтобы обнаружить там человека, или поленился и готов подписать приговор. Очевидно, что там, где есть шанс на развитие человека, его нельзя не использовать, хотя достоверного критерия (не)успеха нет и не предвидится. Т.е. уже по-другому для меня вопрос стоит: есть ли тяжёлые паталогии, при которых шансов на развитие человека нет?

3. Обсуждая "В ауте", вышли на тему наших собственных шагов. У всех есть опыт первого шага: "накормить голодного", моё прямое действие здесь и сейчас, не выходящее за рамки меня и принципиальной ситуации. Более того, большая часть наших добрых дел - такого рода "первые шаги", пусть и всё лучшего качества. Это не плохо - но и плохо, судя по тому, что подступает чувство топтания на месте и тотальной безнадёги. Первый приходящий в голову пример "второго шага" - Людмила Петрановская и её проект Институт развития семейного устройства (ИРСУ), ближе к третьему - Ганди.
Для меня проблема второго шага перекликается с другой, в которую я недавно упёрся, когда очень не хотел идти на смерть - в проблему сам-себе-Гамлета: принц датский не хотел быть флейтой для других, а я не хочу быть флейтой для себя-прошлого, потому что он - уже не я, и не имеет он права навязывать мне свои решения, и каждый раз хочу заново их для себя принимать, а второй шаг - это объём ответственности, который я не справляюсь каждый момент делать актуальным для себя. Значит, уже второму шагу нужен если не точный символ, то хотя бы проясняюший способ мышления, который позволил бы мне-нынешнему сделать осмысленной логику собственного движения во времени, т.е. выйти за пределы себя без потери себя. Пока у меня в опыте есть подобные опыты понимания только недолгого времени и частных ситуаций, что уже туда, но ещё не то - когда случается подойти к задаче вплотную, сбрасываю. И хотя каждый подход к снаряду добавляет сноровки - он добавляет и навыков сброса веса, что увы.

4. А ещё у меня день рождения скоро. До следующей целой степени двойки ещё дожить, так что хоть и не великий праздник, а я дома вечером первого января буду. И если вы считаете, что ваше появление на моём дне рождения - прекрасный подарок - не откажите себе в удовольствии порадовать меня; явка строго необязательна, кто собирётся - дайте знать, да? если есть сомнения - категорически стоит обсудить их со мной. Подарки материальные тоже люблю, но готов радоваться вам бескорыстно (и, умоляю, не дарите фигню типа "неспустымижерукамиприходить"). Культурной программы не будет, бескультурную можем организовать по вдохновению, ну или просто поболтаем.
ул. Малая Московская, д. 5, кв. 10, вход со двора, в подворотню и направо, код 260, потом домофон, когда заплутаете - звоните +7 921 7577114
Да, если не дошли первого, а порыв поздравить меня не угас - есть и другие прекрасные дни, заходите.
Previous post Next post
Up