«Один в луже видит грязь, другой - отражающиеся звезды…» (с) Кант
Две годовщины рядом…
Но всё по порядку! 19 апреля 1943 г. было принято решение о создании достаточно сложной, но при этом невероятно, непревзойденно (до сих пор!) эффективной структуры, известной нам сегодня под именем СМЕРШ. 24 апреля 1908 г. - родился его глава, Виктор Семенович Абакумов.
По легенде (точнее, по ОДНОЙ из легенд, потому что СМЕРШ окружен ими плотными слоями), сами имя было выбрано не сразу, но зато САМИМ. Сперва, согласно поставленной задаче, предложили СМЕРНЕШ (смерть немецким шпионам)? На что Сталин задумчиво уточнил: «А, что, разве другие разведки против нас уже не работают?» И стало имя ему - СМЕРШ.
Кстати, по поставленным задачам. Вопреки расхожему мнению о том, что главной задачей СМЕРШа было создание и бесперебойная работа заградотрядов, к последним СМЕРШ не имел никакого отношения. Кстати, даже по времени создания они разнятся - заградотряды появились летом 1941, и сосредоточились, в основном, на дезертирах, а также, как ни странно, на романтически настроенных подростках - этих, наоборот, не пускали в сторону фронта. Тогда как СМЕРШ, как уже было сказано выше, оформился в самостоятельную и достаточно сложную структуру лишь весной 1943-го.
Кстати, помимо чисто контрразведывательных задач, СМЕРШу были даны, на первый взгляд, весьма расплывчатые и потому подозрительные функции «выполнение специальных заданий народного комиссара обороны». Вот пример одного из особых заданий - обслуживание легендарных «Катюш», на тот момент абсолютно, совершенно секретных систем реактивной артиллерии. Так, Свирск-Хинганский гвардейский минометный полк - это именно они, «катюши» и СМЕРШ в одном флаконе. По воспоминаниям одного из артиллеристов - «нам самим было жутко слышать взлетающие «Катюши», зато представляю, каково это было слышать немцам!»
СМЕРШ был классической военной контрразведкой. По сию пору достоверно известно о нем крайне мало, и, будьте уверены, в ближайшие 50 лет ситуация не переменится. Подобные службы не любят и не имеют право на публичность. Ценнейшие наработки любой эффективной спецслужбы были и всегда останутся настолько лакомым кусочком, что скрывать эти кусочки будут тщательно и от всех. Поэтому «да отрежут лгуну его гнусный язык», которым он будет рассказывать простодушным слушателям подробности «из уст настоящего разведчика». Ни один настоящий разведчик вам ничего не расскажет, даже не ждите. А на тех, кто под этим высоким именем выходит в Интернет или на экраны телевизоров, ей-богу, просто времени жалко! Не тратьте его, люди - я люблю вас, будьте бдительны. Но мы отвлеклись. Итак…
Задачи, поставленные перед СМЕРШем: - борьба с шпионской, диверсионной, антисоветской и иной подрывной деятельностью в рядах и учреждениях Красной Армии. Прошу заметить - армии. То есть никуда больше СМЕРШ не вникал. Во-первых, не имел полномочий, во-вторых, и в армии было, чем заняться. Далее - принятие необходимых мер к обеспечению условий на фронте, исключающих проникновение через линию фронта шпионских и антисоветских элементов, а также агентуры противника. Также борьба с изменой Родине в частях и учреждениях Красной армии. Это включало в себя переход на сторону противника, укрывательство и/или попустительство деятельности преступных элементов. Борьба с дезертирством и членовредительством на фронте. В этом, как мы видим, СМЕРШ принял на себя часть функций загрядотрядов. И, наконец, самое «страшное преступление СМЕРШ» по версии интеллектуал-либералов - проверка военнослужащих и других лиц, бывших в плену или окружении противника.
Часто приходится слышать, что, мол, к 43-му году перелом в войне был очевиден и создание новой спецслужбы - просто дань маниакально-подозрительному характеру советского строя, в целом, и вообще, в СМЕРШе просто отсиживались блатные мажоры, обожающие власть над беззащитными солдатами и офицерами. На второй части этого утверждения даже не хочется всерьез останавливаться, а вот по первой очень даже есть, что сказать. По поводу же третьей могу сказать сразу - служба в СМЕРШе была крайне опасной во время войны и она не заканчивалась с окончанием войны, поскольку еще много кого надо было ловить (от зеленых и лесных братьев до глубоко запрятанной агентуры) и проверять. Средний срок службы оперативника СМЕРШ был 3 (!) месяца, после чего он выбывал по ранению или смерти. Сотрудники СМЕРШа действовали на всем пространстве СССР, особое внимание уделяя Прибалтике и Украине, во многих странах Европы (Германия, Венгрия, Польша м пр.).
Кстати, по поводу очевидного перелома - впервые СМЕРШ показал себя в Курской битве. К этому времени ситуация была совершенно не очевидной в пользу СССР. Именно в конце 1942-го, после ряда общевойсковых неудач, противник начал масштабный ввод прекрасно подготовленных шпионов и диверсантов. Достаточно сказать, что к 1943-му г. более 200 немецких разведшкол успешно готовили огромное количество «материала». Ситуация осложнялась тем, что для большинства из них русский язык был родным, они долгое время жили на территории СССР и прекрасно ориентировались в советских реалиях. Разоблачить их было крайне сложно. Думаю, всем известен хрестоматийный случай с нержавеющими скрепками на документах. Но этот случай из разряда невероятного везения, обычно подготовка была безукоризненной. Противники у СМЕРШа были высочайшего класса. Прежде всего, это абвер (немецкая военная разведка), СД, но были и другие. Этому СМЕРШ противопоставил такой, на первый взгляд, простой вариант, как постоянная и быстрая (порой каждый две-три недели!) замена правил оформления документов (вплоть до обычных медсправок), ношения наград и пр. Это был простой, но крайне эффективный метод, потребовавший, впрочем большого напряжения сил и внимания, поскольку необходимо было обеспечить своевременное поступление информации о переменах. Зато он позволял, одновременно, «играть» с теми из военнослужащих, которые попадали под подозрение - несвоевременная подача подобной информации позволяла выявить очень большое количество «кротов». Но вернемся к Курской битве. Именно тогда впервые СМЕРШ блестяще показал себя, сумев сохранить в абсолютной тайне реальные планы советского военного командования, сведя к минимуму диверсионную активность в тылу Красной армии и навязав гитлеровцам ложные данные. Прошу заметить этот факт - Курская битва началась 5 июля 1943 года. СМЕРШ был создан 19 апреля 1943 года. Между этими датами два с половиной месяца. Именно столько понадобилось этой уникальной по эффективности спецслужбе для того, чтобы начать действовать и провести первую масштабную успешную операцию.
В том же 43-м немецкие спецслужбы начали (и довольно успешно) разыгрывать тщательно подготовленную «национальную карту». Надо заметить, что немало схожего с теми далекими по времени диверсионно-идеологическими операциями внутри другого государства имеют нынешние организаторы «бархатных», «оранжевых», «розовых» и прочих революций. Собственно, удивляться даже и нечему - многие немецкие асы тихой войны нашли приют и работу у заинтересованных лиц и государств. Но вернемся к малым нациям, послужившим надеждой и опорой немецким захватчикам на советской территории в военные годы. На эту тему мало научных исследований, а те, что есть, какие-то стыдливые, что ли… В то время, когда еще было много живых свидетелей произошедшего, тему старались не особо поднимать из ложно понимаемого чувства интернационализма (а что вы хотите, священные коровы есть не только у израильских левых). Позже стало там модно всячески сочувствовать «невинно репрессированным народам», что как-то даже неловко было вспоминать, а с чего бы их, бедных, репрессировать-то начали. А, между тем, было с чего, было.
Чрезвычайно суровые меры со стороны государства были вызваны подрывной, предательской и карательной деятельностью слишком многих представителей этих народов. На территориях Крыма, Прибалтики, Украины, Чечни, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и других действовало огромное количество националистических и религиозных движений и просто банд. Их ужасающая деятельность - отдельный и очень тяжелый разговор. Здесь я не буду этого касаться. То, что эти движения и банды остались отдельными, не превратившись в целую армию, а после войны и вовсе исчезли практически без остатка - несомненная заслуга СМЕРШа.
Теперь немного о роли СМЕРШа как фильтра. Эта тема особенно любима и лелеема либералами, если верить которым, так лично смершевцы хватали каждого, побывавшего не просто в плену, но и на оккупированной территории и тут же его расстреливали. Отдельных счастливчиков ссылали на вечное поселение в ГУЛАГ. Давайте послушаем не либералов, а факты.
Вот малоизвестная ситуация с советскими генералами, оказавшимися в гитлеровском плену и переданными в СМЕРШ для проверки в мае-июне 1945-го. Всего их было 36 человек. Все они были отправлены в Москву, решение принималось по каждому отдельно и не СМЕРШем, тот лишь собрал, тщательно проверил и проанализировал материалы по каждому из освобожденных из плена генералов. В результате заключений, предоставленных сотрудниками СМЕРША, 25 генералов не только признаны невиновными, но и восстановлены в армии, почти все с прежними званиями (несколько человек понижены в связи с допущенными ими должностными нарушениями). 11 человек признаны виновными в доказанных (!) фактах сотрудничества с врагом и отданы под суд. Прошу заметить - не СМЕРШ решал их судьбу, а суд. Кстати, оправданные военачальники получили денежную компенсацию за время плена, а также помощь в бытовом устройстве их семей.
Вот цифры о фильтрации военных более низких званий на примере сборно-пересылочных пунктов СМЕРШ 3-го Украинского фронта на период с 1 февраля по 1 мая 1945 г. Всего прошло 58600 человек, побывавших под оккупацией и в плену, из них 16500 военнослужащих. Среди проверенных оказалось чуть более 12 тысяч лиц, подлежащих призыву, все без исключения были призваны в армию. 1100 иностранных граждан были отправлены на территорию своих государств, примерно 17 тысяч не подлежащих призыву - по месту довоенного проживания. Задержанных за сотрудничество с гитлеровцами и за службу в РОА - 380 человек. Из почти 60 тысяч - 380 человек. Решения по ним в задачи СМЕРШа не входили, поэтому они были с сопроводительными материалами переданы гражданским следователям. Вот такой он, звериный оскал СМЕРШа. Короче, за политическими репрессиями - это не к ним.
Теперь немного о структуре СМЕРШа - по сути, это были три отдельные, разного подчинения и не пересекающиеся между собой структуры. Главное управление контрразведки СМЕРШ был чисто армейской структурой, к НКВД отношения не имевшей. Его возглавил Абакумов, подчинявшийся лично Сталину. Был также СМЕРШ в составе военно-морского флота. Возглавил его Гладков, подчиненный адмиралу (тогда - народный комиссар военно-морского флота) Кузнецову. И СМЕРШ в составе НКВД. Руководил им Юхимович, подотчетный Берии. Кем комплектовалась новая спецслужба? По порядку убывания: армейские офицеры (прежде всего из разведки), высокопрофессиональные оперативники милиции, «профильные» гражданские специалисты - например, юристы, сотрудники особых отделов (расформированных незадолго до этого). Кроме того, на службу в СМЕРШ мог поступить тот, кого сочли подходящим для подобной работы, как по запросу самого СМЕРШа, так и по рекомендации армии или милиции.
Настоящая «фишка» СМЕРШ - радиоигра. Здесь смершевцы были и остаются до сих пор непревзойденными виртуозами. Собственно, они стояли у истоков этого явления, на их счету масса изобретений и оперативных наработок, ставших со временем традициями (Россия до сих пор сильна в этой сфере, что было блестяще продемонстрировано во время «вежливой кампании» в Крыму - буквально до последних минут операции она оставалась вне информационного поля). За 2 года войны СМЕРШ провел около 250 радиоигр, вводя противника в заблуждение о реальной ситуации. Благодаря этому был практически полностью перекрыт доступ к советским военным секретам, а те «секреты», которые «удавалось» добыть гитлеровской агентуре, практической ценности не представляли. Было раскрыто, частично обезврежено, частично перевербовано более 400 немецких разведчиков. Это непревзойденный до сих пор результат.
За три года СМЕРШ обезвредил около 30 тысяч вражеских агентов, 3 с половиной тысячи диверсантов, 6 тысяч террористов, подготовленных одними из самых высокопрофессиональных спецслужб мира. Во время боев и при выполнении заданий погибли свыше 6 тысяч сотрудников СМЕРШа, несколько сотен пропали без вести. В июне 1945-го смершевцы по праву приняли участие в Параде Победы. В 1946 г. СМЕРШ вошел в состав МГБ (министерство государственной безопасности) в виде 3-го главного управления. Впрочем, Джеймс Бонд умудрялся бороться со СМЕРШем аж в шестидесятых.