Jul 13, 2012 19:28
Про нас-2
Каждая нация имеет свой характер, свои собственные черты, которые в итоге объясняются климатом и образом жизни.
Горские народы Кавказа много веков существовали за счет отгонного овцеводства. Отара овец - это основное богатство горца, дающее жизнь всей его семье, поэтому отару нужно беречь от любых посягательств даже ценой своей жизни.
И это накладывает неизгладимый отпечаток на горский характер.
Ведь, например, у русского крестьянина, живущего за счет выращивания ржи и пшеницы, просто так не угонишь его поле, дающее пропитание. Разорить поле можно, но нельзя унести его с собой.
А отару овец у горца - а это основное его имущество - может легко угнать каждый, кто сильнее.
В этих условиях и выработался особый "горячий" менталитет горцев - нельзя показывать свою слабость, всегда держаться семьей, ходить при оружии, при первой опасности сразу хвататься за кинжал, обязательно мстить обидчику.
Совсем другие условия жизни, например, у якутов, которые традиционно, как и горцы, живут за счет скотоводства. Но в отличие от климата гор, в Якутии огромные снежные просторы, и очень редкое в этих холодных просторах население.
Поэтому каждый встреченный человек - это не опасность, а обмен новостями и неторопливое общение.
Так возник особый феномен якутской культуры, названный "культура молчания". Центральной особенностью менталитета якутов является категория "уважения" - уважения природы и другого человека (недопустимо создавать ситуацию, заставляющую собеседника "потерять лицо").
"Культура молчания" включает в себя самый строгий запрет на то, чтобы перебивать собеседника, подчеркивает необходимость выслушать его и всегда уступать другому право начинать разговор, исключать возможность ранить собеседника словом (не "уронить лица"), причем не только в самой беседе, но и "за глаза" якуты стараются не сказать плохого слова о другом.
Совсем иной образ жизни у калмыков. Калмыки издавна существовали за счет кочевого скотоводства и прекрасно приспособились к суровым степным природно-климатическим условиям с жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой.
Особенностью климата являются суховеи - летом бывают до 120 суховейных дней. В таких условиях и сформировался особый менталитет калмыков, определяющим качеством которого является выносливость и выдержка. Не случайно, калмыки - это единственный народ в Европе, который исповедует буддизм (буддистские практики направлены на преодоление чувства "страдания", т.е на воспитание психологической выносливости).
Итак, климат и образ жизни определяют менталитет народа.
Поэтому, конечно, очень интересно с этой точки зрения посмотреть на русский народ и понять наш менталитет.
Русский народ - это народ-земледелец, но при этом есть одна крайне важная особенность - земледелие ведется в условиях очень короткого лета, т.к. с ноября (а то и с октября) по март (а бывает и по апрель) на полях лежит снег, все занесено сугробами.
Такой образ жизни естественным образом способствует развитию СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТИ. Ведь когда несколько месяцев за окошком метет снежная вьюга, до летних полевых работ еще очень далеко и дел становится не так много, то остается одно - лежать на теплой печи и размышлять.
Такая созерцательность позволяет добиваться невероятных успехов.
Русские сказки пронизаны этим образом.
В сказке "По щучьему веленью" Емеля-дурак лежит на печи, и не вставая с нее добывает принцессу и царство (причем "печка" сама его возит, т.е. в своем созерцательном лежании Емеля оказывается более проворным и успешным, чем самые деловые и энергичные...).
О том, что созерцательность оказывается эффективнее обычной деловой активности, говорят и психологи, Так один из самых авторитетных советских психологов профессор С.Л.Рубинштейн всегда подчеркивал, что именно созерцание является предельно активным состоянием сознания.
Климатом и образом жизни объясняется и черта русского человека, выраженная бессмертными словами А.С.Грибоедова "Служить бы рад, прислуживаться тошно".
Когда за окном воет вьюга, то только что-то очень важное может выгнать человека на улицу, заставить встать, одеться и выйти из натопленной избы навстречу бьющему в лицо снегу.
Былинный богатырь Илья Муромец лежал на печи "тридцать лет и три года". Но сила подняться с печи ему дается только тогда, когда пришла пора защищать Отечество. А уж когда Илья Муромец встал, то так пошел - не остановишь!
Лежал (на лежанке) один из самых неоднозначных героев великой русской литературы Обломов (как и Муромец, тоже Илья). Никакая деятельность не выдерживает критики Обломова: его лежание - это запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя. В итоге Обломов находит такую деятельность - от "лежания" он отрывается ради сердечного порыва.
Эта особенность русского мировоззрения, которое отрицает суету и бессмысленную деятельность, была понята Л.Н.Толстым как "неделание".
Образно эту особенность ярко показывает гениальная фраза "Зачем нужна дорога, если она не ведет к Храму?" Смысл этой фразы в том, что нужно понять, куда ведет выбираемый путь, и если путь не ведет в высокой цели, то нет смысла по нему идти.
Эту черту русского человека можно назвать как словом "служение", так и словом "жертвенность".
Впервые это подметил великий исследователь русского характера - Ф.М.Достоевский. Мы не читаем книг Достоевского, зато их читают за рубежом и... делают выводы.
Достоевский отразил тип человека, который он назвал "русские мальчики". Этот тип человека редко встречается на Западе и поэтому очень ему интересен.
"Русские мальчики" Достоевского - это те молодые люди, которые отказывают себе в праве на жизнь до той поры, пока они не нашли повода для жизни. Для них смысл жизни и смысл смерти - это одно и то же: жить можно только ради того, за что не страшно умереть.
Это "русские мальчики" шли в монастыри и в революции, в большевики и в космос, в секты и снова в монастыри. Они - служители до мозга костей. Служители, а не бизнесмены.
Этот тип людей сейчас очень интересует Западное католичество. У католиков в Европе катастрофически не хватает священников - западные юноши сторонятся принципа обязательного безбрачия (в православии такого принципа у священников нет). В 1970-80-ые годы католики пробовали восполнить этот дефицит за счет эмигрантов из стран "третьего мира". Это было очень политкорректно - вьетнамец или негр, исповедующий немцев. Но расово-культурная граница все равно оставалась. В 1980-90-ые годы эту нишу пытались заполнить поляками.
Падение "железного занавеса" открыло новые перспективы для Католической церкви. На территории Украины, Беларуси и России стало спешно открываться большое количество католических семинарий, куда собирали ребят, обучали их европейским языкам и отправляли в европейские университеты, а затем в европейские приходы.
"Простите, но мы должны принести в жертву наши добрые отношения с Русской церковью и войти на Украину и в Россию, а иначе сама наша церковь к концу XXI века станет чернокожей" - говорят сами католики. Они понимают, что имеют возможность получить доступ к нашему самому удивительному - человеческому - ресурсу. (Факты, касающиеся церковной темы, я привожу по книгам протодиакона А.Кураева.)
Итак, черта нашего менталитета - служение. Но служение невозможно без жертвы своими интересами на благо других.
В 1995-2003 в разных городах России проводились длительные исследования, в которых, помимо прочего давалось задание вспомнить и описать черты знакомого порядочного человека.
Люди разных возрастов и социального положения разными словами ("готовый оказать бескорыстно, безвозмездно помощь", "поддержит в трудной ситуации", "умеет прощать", "отзывчивый", "не предаст друга", "не выдаст чужую тайну", "не нарушает данное слово", "щедрый", "не сплетничает" и т.п.) по сути давали один и тот же ответ: порядочный человек - это тот, кто может пожертвовать своими интересами на благо других. (Это, конечно, очень далеко от понимания порядочности в других странах. Например, в западных странах порядочным назовут того, кто соблюдает юридические нормы и законы.)
Похожий ответ дали дети и подростки Москвы и донской станицы Вешенская в исследовании 2000-2001 годов. На просьбу описать главные черты характера любимого героя и юные москвичи, и юные донские казаки привели много ответов, которые в итоге можно свести к тому, что герой защищает слабых и умеет прощать.
Умение прощать, отрицательное отношение к мести - это тоже черта нашего российского менталитета. Причем, это умение прощать - не от слабости, а от силы. В Армении (в 2003году) и Бурятии (в 1999 году) проводились опросы, в ходе которых местных жителей просили описать главную черту русского человека. Армяне и буряты отвечали не задумываясь: "доброта". При этом буряты уточняли "и сила", а в качестве эпического героя, собравшего в себе лучшие черты русского народа, называли Илью Муромца.
Вслед за армянами и бурятами можно сказать много хороших слов о русском народе, однако, если мы такие добрые и хорошие, то почему такие разные? Почему мы всего 100 лет назад разделились на два больших лагеря ("красные" и "белые") и отчаянно воевали друг с другом? Почему сегодня часть русских совершенно искренне протестует против действующей власти, а другая часть столько же искренне поддерживает действующую власть?
Как мне представляется, причина в том же российском менталитете - в служении и жертвенности.
Проблема в том, что выбор "кому служить" мы делаем не одинаковый.
Например, у большинства участников "белого движения" во время Гражданской войны объектом служения являлся или Бог, или Царь, или "старый порядок".
У большевиков все было яснее - объектом служения была Идея о счастливой для всех людей жизни. Причем, до наступления счастливой для всех эпохи, как тогда представлялось, осталось совсем не много ("Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны",- говорил В.И.Ленин) - достаточно отстранить от власти капиталистов и провести электричество в каждый дом. (Позже все это и было сделано, но коммунизм от этого не наступил.)
И лишь во время Великой Отечественной Войны объект служения - защита Родины - стал единым для всех русских людей, и это позволило добиться невиданных, поразительных, небывалых результатов.
Пример той Войны ясно показывает, что когда у большинства русских ЕДИНЫЙ объект служения - вот тогда уже ничто не способно противостоять русскому народу. Сложение векторов индивидуальных усилий, направленных в одну сторону, делает это общее усилие непобедимым.
Но прошли десятилетия, и объект служения у русских людей опять стал слишком разным. В этом причина и перестройки, и современных протестов против власти, и алкоголизации населения, и других наших бед.
Кто-то готов служить Родине, а кто-то - только своей фирме или семье. Кто-то прикроет собой гранату, упавшую возле молодого солдата, а кто-то отбирает у стариков последнее. Кто-то отдаст все за то, чтобы дети получили образование, а кто-то отдаст все за то, чтобы дети жили в США.
Общего для всех русских объекта служения пока найти не удается.
Получается, что у каждого он свой. Можно предположить, что многие даже не смогут назвать свой объект служения.
Вы сможете? Если сможете - напишите об этом в комментариях к этой статье.
Может быть так мы сообща сможем понять то общее, что нас сближает, а значит и определить общий объект служения.
Лично я бы определил свой объект служения словами "РОССИЙСКАЯ НАУКА". В служении российской науке (гуманистической и человеколюбивой по своей сути науке, в которой отражаются достижения всей мировой науки) я вижу глубокий смысл, т.к. именно российская наука, на мой взгляд, способна стать тем стержнем, вокруг которого можно будет выстроить благополучную жизнь для всех граждан России (да и не только России).
И, хотя, объект служения у всех разный, уже сейчас можно сказать, что попытка навязать нам в качестве объекта служения Идею личного обогащения и западные ценности (ценности престижа, богатства и власти) провалилась.
Служить Мешку-С-Деньгами русский человек не готов. Не может он считать деньги высшей ценностью, смыслом жизни и смерти. На наш - русский - взгляд, нет ничего глупее, чем жить ради денег и умереть за деньги.
Но тема сложная, поэтому буду жду Ваши комментарии. Думаю, будет над чем подумать.
русский менталитет,
сила,
доброта,
национальная идея,
российская наука,
служение,
созерцательность,
жертвенность