Нечасто я читаю мистику, но написано хорошо. Героя, практически случайно, отправляют изучить влияние предмета культа на окружающую действительность (
кое-кого вспоминая):
«- Наша гипотеза заключается в том, что сакральные культы существуют не только в сознании социума, но и в подсознании. Некие события могут активировать поведенческие стратегии, которые социум, казалось бы, давно утратил. Нужны примеры?
- Без примеров не понятно.
- Извольте. В девяносто третьем году в кургане на священном алтайском плато Укок была найдена женская мумия, которую назвали Принцессой Укока. Её перевезли в Новосибирск, в Академгородок. А на Алтайский край обрушились бури, катастрофы, разгул коррупции. Всё это алтайцы объяснили тем, что лишились покровительницы. Началась массовая истерия, возродился забытый культ мертвецов. Самое удивительное в том, что количество несчастий действительно сильно выходит за пределы статистически вероятного.
- Ну, как в "Дозорах", - вспомнил Гугер. - Открыли могилу Тамерлана - сразу Гитлер напал.»
И, поначалу, вроде всё ожидаемо...
«Псоглавец был изображён в полный рост. Он стоял на голубом фоне в синем одеянии и в чёрных сапогах, по голенищам которых были повязаны какие-то платки. Грудь и живот Псоглавца закрывал панцирь. В правой руке, слегка опущенной, Псоглавец держал хрупкий на вид крест с тремя перекладинами - маленькой, большой и косой. В левой руке, поднятой, у Псоглавца было тонкое и длинное копьё. С плеч Псоглавца складками свисал алый плащ, застёгнутый на горле.
Хотя главное, конечно, - голова. Тёмно-рыжая, шерстяная, с острыми звериными ушами. Впрочем, Кирилл не назвал бы эту голову собачьей. Тут была какая-то помесь муравьеда со щукой - наивная, нелепая и потому особенно правдоподобная. Думалось: художнику не сложно ведь нарисовать собаку, но если здесь - что-то другое, значит, автор не механически поставил пёсью башку на человеческие плечи, а срисовал это чудище с натуры. Выходит, оно существует в реальности. И золотой нимб казался каким-то воротником-жабо у средневекового барона оборотней.
- Оборотень, - убеждённо сказал Кирилл.
- Анубис, - снисходительно поправил Валерий.
- Гнолл, - хмыкнул Гугер.
Псоглавец опустил длинную, хищную, острую морду и со стены тихо смотрел на людей. Кириллу почудилось, что маленький глаз Псоглавца хранит в себе багровую искорку заката.
- Какую только хрень не нарисуют, - Гугер вставил в рот сигарету и закурил, разрушая гипнотическое оцепенение. - Везде вон нормальные апостолы. Обычные дядьки с обычными черепухами. На фига этого гнолла намалевали? Ему ещё секиры не хватает. В натуре будет монстрюк типа из "Варкрафта".
Валерий протянул руку и указал на подпись под ногами Псоглавца: "Св. Христофоръ".
- Собачья голова святого - наследие языческих культов, - пояснил Валерий. - Отголосок тотемизма.
- Что такое тотемизм? - тотчас спросил Гугер.
- Почитание животных. Когда какое-нибудь животное объявляют священным, потому что оно покровитель племени. Или прародитель людей. Или после смерти души вселяются в этих животных.
- Как коровы в Индии, - вспомнил Кирилл.
- В образе Псоглавца крещёные язычники просто продолжали почитать своих богов-зверей.
- А какие тут язычники? - не понял Кирилл. - Тут давно уж одни крещёные, фреска - девятнадцатый век.
- Фреске сто пятьдесят лет, а почитание Псоглавца очень древнее. С тех времён, когда христиане крестили язычников.»
Язык радует выражениями вроде «аккуратный гуманитарный животик», интересного, помимо массы исторических отсылок, в достатке:
«- Почему острое - пища бедных? - спросил Кирилл.
- Потому что вызывает жажду, - Валерий наклонил голову и аккуратно откусил от куриной грудки, словно поцеловал. - Съел чуть-чуть, а воды выпил целый литр, и появилось ощущение сытости. Экономия продуктов. Понимаешь?»
Прочтите, если жанр не вызывает предубеждения.