«Гром над городом», Ольга Голотвина

Apr 17, 2023 05:48

Автор спустя девять лет вернулась к циклу «Великий Грайан»:



Начинается книга как герметический детектив:

«Юнец, который недавно открыл дверь в каморку, и лысый ключеносец сидели на табуретах в коридоре между главным входом и дверью в зрительный зал и негромко переговаривались.
- А кого мы сторожим? - нервничал лысый.
- Убийцу.
- Как - убийцу?! Какой еще убийца?.. Ми́рвик, ты чего бренчишь?! Да кто бы посмел... Должно быть, господин сам... ну, упал и головой ударился...
- А то! Два раза! Сначала лбом, потом виском!
- Но дверь-то изнутри была заперта! Даже ключ изнутри в скважине торчал!
- Это да...
- Слушай, там две двери, вторая на балкончик ведет...
- Так вторая дверь изнутри на засов закрыта - не видел, что ли?
- Я от страха не посмотрел...
- А я посмотрел. Точно была закрыта.
- Может, душегуб в сундуке спрятался?
- Сундук доверху набит, а больше в каморке и спрятаться негде...
Оба вскинулись, заслышав приближающиеся за дверью шаги.
- Здесь был кто-нибудь? - спросил, выйдя в коридор из зрительного зала, плечистый "командир". Он был взволнован.
- Никого! - хором ответили оба "стража".
- Непонятные дела творятся, - зло сказал плечистый. - Я решил пройтись по коридорам, посмотреть, нет ли в здании посторонних людей. Прошелся, вернулся - а трупа нет...
- Как - нет? - выдохнул лысый человечек.
- А вот так. Сундук стоит, а тела нет.
- Так сундук бы надо отпереть, посмотреть... - подсказал вихрастый юноша.
- Так я и пришел за ключами... Пошли, Бики! - приказал он лысому. И уже через плечо бросил юноше: - А ты стой здесь - и ни с места!
Востроносый Мирвик остался на крыльце. Он встретил и доставленного в театр лекаря (причем сообщил ему, что труп исчез), и командира городской стражи, примчавшегося в сопровождении троих "крабов" (этих он тоже обрадовал последней новостью). А потом просто сидел и слушал голоса из ожившего здания.
Вскоре вернулся лысый человечек, уселся рядом с юношей на крыльцо.
- Допросили и отпустили, - сказал он в ответ на вопросительный взгляд приятеля. - Да, сундук я им открыл. Он доверху полон париками и шляпами, там и мышь бы не спряталась. Но они, конечно, все перерыли... И про вторую дверь ты верно сказал, она закрыта на засов. И другие тоже это заметили, подтвердили стражникам.
- А гости наши где?
- Одни пошли провожать барышень по домам, другие бродят по театру и путаются под ногами у стражи. Вроде как помогают искать тело.
- Это еще не поиски! Поиски впереди! Мало того что убит знатный господин, так еще и вторая беда! Тело не будет предано честному погребальному огню. Соображаешь, что это значит?
Человечек побелел, мелко закивал головой:
- Теперь стражники весь город переворошат...»

Но умозаключения иногда... спорны:

«- ... И потом не чванился, учился нашему делу. И заметил он, что стражники не боятся хватать воров и убийц - но только если знают, кто украл или убил. А если не знают? Вот сейчас мы идем в дом, где хозяина зарезали - а кто зарезал? Сидел господин в своем кабинете, попивал вишневую наливочку - а кто-то его ножом ударил. Кто? Убийца же на стенке не расписался!
- Если попивал наливку, - робко уточнил Сверчок, - то убил кто-то из своих. Если бы в дом залез чужак-ворюга, господин бы вскочил и поднял шум.
- Это само собой, - махнул рукой Алки. - Или родственник, или слуга. В доме народу много.»

А уж методы - тем паче:

«- Не могли там отравить наливку! - возразил Алки. - Они же не знали, кто ее выпьет - хозяин, брат, жена...
- А может, вообще бы соседям кувшин подарили, - поддержал его наррабанец Даххи. - Нет уж, яд добавили в наливку здесь, в Аршмире. А снова залить крышку воском - пустяки.
- Да никто ничего не добавлял! - махнул рукой десятник. - Не было там никакого яда.
"Лисы" онемели.
- Я солгал, - хладнокровно пояснил Спрут. - Никто из домашних не знает про второй бокал. Знает лишь тот, кто пил с Саукришем. Убийца. Вот пускай он и призадумается: какого цвета у него сейчас потроха и когда они превратятся в кашу? Я договорился с Фагримом. Мы все сейчас уйдем, а он явится для поисков завещания. Вряд ли что-то найдет, хотя может и повезти. Но мне гораздо интереснее, не сунется ли кто-нибудь из "осиротевшей семьи" к нему выспрашивать про яд под названием "хрохти" и противоядие от него...»

Но, да, как в анекдоте про «Автоваз» - просто "место про́клятое"!

«- У меня рукав порван, куда я пойду? - возмутилась Авита.
- Покажи... Крепко порвала! Что там за железка торчит, на окне?
- Это от внутренней решетки осталось, - отозвался Даххи. - Кусок петли. Решетка была двойная, но изнутри проржавела. Кто-то из наших, из стражи, решетку выломал и спер. Кузнецу продал, наверное. Давно это было. А внешняя решетка крепкая, хорошая.
- Да чтоб меня скормили акулам! - восхищенно воскликнул Ларш. - В Доме Стражи стражник спер решетку! И вынес со второго этажа! И никто его не остановил! Да что у нас за стража-то, любимые дети Хозяйки Зла! С такими стражниками и преступников никаких не нужно!
- Это же Аршмир! - поясняюще откликнулся Даххи.
Ларш глубоко вздохнул. Да, он слышал поговорку: "Кто ни разу в жизни не украл, тот не аршмирец".»

Спойлер - не продиктует:

«- Похоже, повезло, - кивнул Ларш. - Но что получается? Под окном у Гижера стоял некий господин с ручным тигром? Или тигр, который умеет стучаться в ставни условным стуком?
- Тигры еще и не то умеют, - убежденно сказала Июми. - Охотники говорят, что тигр может заманивать их в чащу человеческим голосом.
- Вообще-то наши охотники, наррабанские, говорят то же самое, - неохотно подтвердил Даххи.
- Конечно! - хмыкнула Авита. - Охотники же самый правдивый народ на свете!
- Мне плевать, умеют ли говорить тигры в заморских землях, - с тихой ненавистью сказал Ларш. - Но когда я доберусь до здешнего тигра, он, гад, у меня продиктует писцу все свои похождения! И подпишется!»

Интересно, зачем на обложке фотку Плёнляйна в Ротенбург-об-дер-Таубере сплющили по вертикали?

Ротенбург-об-дер-Таубер, Доро́га сказок, Книги, Зимний автонабег на Баварию, Апдейты

Previous post Next post
Up